Новости

Лоукост в горле. Купившись на дешевые авиабилеты, многие пассажиры обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих"

Авиакомпания "Победа", объявив о тарифе 1 рубль за перелет, только в первый день акции продала 10 тыс. билетов. Купившись на низкие цены лоукостеров, многие пассажиры уже на месте с удивлением обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих". В результате "дешевый" полет может оказаться дороже обычного.

Банкротство одной из крупнейших российских авиакомпаний, "Трансаэро", неминуемо приведет к росту цен на авиабилеты. Это недвусмысленно дал понять гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью газете "Коммерсантъ": "Я попробую доходчиво объяснить все последствия дешевых билетов для авиации. Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка -- это цены лоукостера "Победа", поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток".

На самом деле низкие цены на билеты лоукостера, как ни странно, вовсе не гарантия того, что полет обойдется дешево.

"Летели в Волгоград с супругой, и уже при покупке билетов пришлось доплачивать за то, чтобы сидеть рядом. Еще больший сюрприз ожидал с багажом: узнав, что у нас перевес в пять кило, мы оплатили его через терминал в аэропорту. Но предъявленный при регистрации чек был проигнорирован: дескать, подтверждения оплаты не прошло -- пришлось платить второй раз, уже наличными. Похоже, что разницу здесь добирают всеми возможными способами, и в итоге наш перелет оказался вчетверо дороже ожидаемого",-- делится впечатлениями от взаимодействия с "Победой" книгоиздатель Алексей Дьячков.

Причем вчетверо считается не от рубля: средняя цена билетов здесь начинается от двух с половиной тысяч.

"Рублевый" тариф -- исключительно маркетинговая акция, реклама чистой воды. "Безусловно, продажи перелетов за 1 рубль абсолютно убыточны для авиакомпании,-- говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.-- Вместе с тем это возможность привлечь к себе внимание, да и масштаб такой маркетинговой акции может вполне окупиться благодаря охвату,

который бы стоил намного больше при работе с традиционными маркетинговыми каналами. Нашим операторам часто приходится объяснять клиентам особенности обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. Их подход пока непривычен большинству российских пассажиров, которые ожидают на борту самолета получить формат "все включено"".

При этом акция "Билет за 1 рубль" -- это вовсе не изобретение российского лоукостера. "Такие тарифы характерны и для европейских авиакомпани.

Билет доплатой красен

"Учтите, за каждый скормленный витамин я потребую множество мелких услуг. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги",-- говорил, помнится, Остап Бендер Шуре Балаганову. Слегка перефразированное, это выражение вполне применимо и к лоукостерам: у бюджетных перевозчиков можно получить привычное российскому пассажиру "все включено" -- но за каждую опцию придется доплачивать.

Все та же "Победа", предлагая "рублевый" тариф, сразу предупреждает, что стоимость билета -- это не только оплата услуг перевозчика, но также таксы и сборы. "Наш тариф -- 1 рубль, а размер такс и сборов разнится в зависимости от выбранного направления",-- говорят в компании.

"Если авиаперевозчик объявляет о тарифе в 1 рубль, то это вовсе не означает, что сам билет будет стоить 1 рубль. Аэропортовых сборов/такс набежит вполне на приличную сумму. И такой билет почти наверняка будет невозвратным.

Пассажир в редких случаях сможет претендовать только на возврат аэропортовых сборов, да и то не всех",-- рассказывает Александр Гладилин. По его словам, главная составляющая стоимости такого билета может быть скрыта в топливном сборе, который, тоже, как правило, не подлежит возврату.

Приобрести билеты можно на сайте или в колл-центре. Во втором случае сразу начинает щелкать счетчик: звонок в колл-центр платный, от 55 до 60 руб. без НДС за одну минуту, "включая время ожидания и разговора с оператором". При онлайн-бронировании взимаются сборы по обработке платежа -- от 2% до 4% в зависимости от способа оплаты.

Отдельных денег стоит выбор места. В дневное время (с 9:00 до 23:00) за первые и последние три ряда придется выложить 999 руб. Ряды 15-й и 16-й у аварийного выхода, а также с 4-го по 10-й обойдутся в 799 руб., ряды 11-14-й стоят 399 руб., все остальные -- 199 руб. Эти тарифы действуют при заказе места заранее в интернете (+200 руб.) или через колл-центр (уже 400 руб.). В аэропорту при регистрации все места еще дороже.

Отдельная морока с багажом -- бесплатно можно провезти не больше 10 кг; дополнительная плата -- от 999 руб. за стандартное (до 15 кг) место до 2500 руб. за провоз, например, велосипеда. "Стоит обратить внимание, что оплатить провоз багажа на сайте лоукостеров гораздо дешевле, чем в аэропорту,-- говорит Александр Сизинцев.-- Например, у "Победы" стоимость одного места багажа на сайте от 999 руб., а в аэропорту -- от 1500 руб.

AirBaltic и Estonian Air позволяют пройти бесплатную регистрацию на рейс непосредственно в аэропорту, если пассажир летит из России. Здесь такое требование к перевозчику закреплено на законодательном уровне. Если вылет осуществляется не из России, то бесплатно можно зарегистрироваться только через сайт авиакомпании. Но и тут есть технические ограничения: например, могут возникнуть сложности при регистрации через сайт у пассажиров, летящих с младенцами.

"Тех, кто летит с чемоданом и не может самостоятельно пройти онлайн-регистрацию на рейс, может ждать разочарование. Например, купив билет за 5 тыс. рублей, пассажир, вполне вероятно, вдвое больше заплатит за провоз багажа -- место багажа может стоить 30-60 евро, плюс за регистрацию в аэропорту около .10",-- предупреждает Александр Гладилин

Чтобы закончить с дополнительными тратами "на земле", стоит упомянуть, что лоукостерам, как правило, дают самое неудобное время для вылета и прилета -- а это значит, что добраться в аэропорт на общественном транспорте будет проблематично, и придется еще разориться на такси.

Поднявшись впервые на борт бюджетного перевозчика, даже опытный пассажир получает новые впечатления. Начать с того, что у лоукостеров нет разделения на пассажирские классы. К тому же здесь, что называется, намертво закреплены все сиденья -- ни откинуться, ни, наоборот, жестче поставить спинку.

Все напитки и еда на борту, естественно, за дополнительную плату.

Правда, в России эта выгодная услуга пробивает дорогу тяжело. Первые опыты лоукостеров в России оказались неудачными: авиакомпании SkyExpress, "Авианова" и "Добролет" по разным причинам не прижились.

Впрочем, на нашем рынке еще остается ряд иностранных лоукостеров, позволяющих относительно недорого летать за границу. "Среди иностранных авиаперевозчиков лоукост в России представлены AirArabia, AirBaltic, AirBerlin, EasyJet, FlyDubai, GermanWings, Norwegian, Pegasus, Vueling, WizzAir",-- перечисляет Александр Сизинцев. Однако в нынешней ситуации они не спешат ни расширять географию полетов по России, ни в целом развивать здесь это направление.

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ


/ Ъ-Деньги /





28
февраля
2017
Резчики из 26 стран примут участие в VII международном фестивале деревянной скульптуры «Лукоморье на Байкале»
 
28
февраля
2017
В Иркутской области задержан мошенник, прикрывавшийся должностными лицами органов государственной власти региона
 
28
февраля
2017
В Иркутской области депутат отстранен от работы в связи с утратой доверия
 
28
февраля
2017
Бизнес-омбудсмен помог предпринимателю из Иркутской области сохранить полученную субсидию
 
28
февраля
2017
«Ростелеком» идет на встречу образованию в Иркутской области
 
28
февраля
2017
Альфа-Банк открыл доступ к торговле американскими акциями
 
28
февраля
2017
Туристы полетели за рубеж. Авиарынок показал докризисные темпы роста
 
28
февраля
2017
В 2017 году продажи коммерческого транспорта могут вырасти на 5-8%
 
28
февраля
2017
Глава муниципального образования в Приангарье оштрафован за не выполнение требований прокурора
 
28
февраля
2017
Чиновников заставят отчитываться не только о доходах, но и об активности в соцсетях
 
28
февраля
2017
ЦБ рекомендует банкам разъяснять вкладчикам смысл навязываемых дополнительных услуг
 
28
февраля
2017
Иркутянин продал квартиру, чтобы рассчитаться с тремя кредитами
 
28
февраля
2017
ОФЗ для населения: Герман Греф и Антон Силуанов готовы купить "народные облигации"
 
28
февраля
2017
"Народные облигации": составит ли новый финансовый инструмент конкуренцию банковским вкладам?
 
28
февраля
2017
Почему ограничения на кэш неизбежны
 
28
февраля
2017
Кризис в квадрате: покупатели квартир сокращают метраж
 
28
февраля
2017
В Иркутской области количество патентов, выданных ИП, увеличилось на 32% по итогам 2016 года
 
28
февраля
2017
«АктивКапитал Банк» обновляет условия вкладов в валюте
 
28
февраля
2017
Трудно стать богатым, имея психологию бедняка
 
28
февраля
2017
Пространство «накопителя» в иркутском аэропорту решили реконструировать
 
28
февраля
2017
Жители Ольхона против запрета на въезд автотранспорта на остров, но за согласованную маршрутную схему
 
28
февраля
2017
3 иркутских компании ищут инвесторов
 
28
февраля
2017
АТБ вошел в рейтинг лучших банков для обмена валюты по версии Bankdirect
 
28
февраля
2017
Сбербанк и Росавтодор стали стратегическими партнёрами
 
28
февраля
2017
Промсвязьбанк увеличил лимит по онлайн-кредиту «Турбоденьги» до 100 тыс. рублей
 
28
февраля
2017
Россельхозбанк получит 5 млрд рублей
 
28
февраля
2017
ВТБ сливает банки в Европе
 
28
февраля
2017
"Вымпелком" в четвертом квартале 2016 года сократил общую выручку на 1,2%, до 66,6 млрд руб.
 
28
февраля
2017
Египет повышает стоимость виз для туристов с 1 июля
 
28
февраля
2017
RAEX (Эксперт РА) установило рейтинг кредитоспособности «АктивКапитал Банку»
 
28
февраля
2017
Портфель действующих карт Сбербанка по итогам 2015 года составил почти 118 млн
 
28
февраля
2017
ВТБ участвует в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта в Башкортостане
 
28
февраля
2017
Татфондбанку нашли инвестора
 
28
февраля
2017
71,6 миллиона человек составила в январе 2017 года численность занятых в экономике РФ
 
27
февраля
2017
Обнародован график общественных слушаний по монгольским ГЭС в Бурятии