Новости

Лоукост в горле. Купившись на дешевые авиабилеты, многие пассажиры обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих"

Авиакомпания "Победа", объявив о тарифе 1 рубль за перелет, только в первый день акции продала 10 тыс. билетов. Купившись на низкие цены лоукостеров, многие пассажиры уже на месте с удивлением обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих". В результате "дешевый" полет может оказаться дороже обычного.

Банкротство одной из крупнейших российских авиакомпаний, "Трансаэро", неминуемо приведет к росту цен на авиабилеты. Это недвусмысленно дал понять гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью газете "Коммерсантъ": "Я попробую доходчиво объяснить все последствия дешевых билетов для авиации. Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка -- это цены лоукостера "Победа", поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток".

На самом деле низкие цены на билеты лоукостера, как ни странно, вовсе не гарантия того, что полет обойдется дешево.

"Летели в Волгоград с супругой, и уже при покупке билетов пришлось доплачивать за то, чтобы сидеть рядом. Еще больший сюрприз ожидал с багажом: узнав, что у нас перевес в пять кило, мы оплатили его через терминал в аэропорту. Но предъявленный при регистрации чек был проигнорирован: дескать, подтверждения оплаты не прошло -- пришлось платить второй раз, уже наличными. Похоже, что разницу здесь добирают всеми возможными способами, и в итоге наш перелет оказался вчетверо дороже ожидаемого",-- делится впечатлениями от взаимодействия с "Победой" книгоиздатель Алексей Дьячков.

Причем вчетверо считается не от рубля: средняя цена билетов здесь начинается от двух с половиной тысяч.

"Рублевый" тариф -- исключительно маркетинговая акция, реклама чистой воды. "Безусловно, продажи перелетов за 1 рубль абсолютно убыточны для авиакомпании,-- говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.-- Вместе с тем это возможность привлечь к себе внимание, да и масштаб такой маркетинговой акции может вполне окупиться благодаря охвату,

который бы стоил намного больше при работе с традиционными маркетинговыми каналами. Нашим операторам часто приходится объяснять клиентам особенности обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. Их подход пока непривычен большинству российских пассажиров, которые ожидают на борту самолета получить формат "все включено"".

При этом акция "Билет за 1 рубль" -- это вовсе не изобретение российского лоукостера. "Такие тарифы характерны и для европейских авиакомпани.

Билет доплатой красен

"Учтите, за каждый скормленный витамин я потребую множество мелких услуг. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги",-- говорил, помнится, Остап Бендер Шуре Балаганову. Слегка перефразированное, это выражение вполне применимо и к лоукостерам: у бюджетных перевозчиков можно получить привычное российскому пассажиру "все включено" -- но за каждую опцию придется доплачивать.

Все та же "Победа", предлагая "рублевый" тариф, сразу предупреждает, что стоимость билета -- это не только оплата услуг перевозчика, но также таксы и сборы. "Наш тариф -- 1 рубль, а размер такс и сборов разнится в зависимости от выбранного направления",-- говорят в компании.

"Если авиаперевозчик объявляет о тарифе в 1 рубль, то это вовсе не означает, что сам билет будет стоить 1 рубль. Аэропортовых сборов/такс набежит вполне на приличную сумму. И такой билет почти наверняка будет невозвратным.

Пассажир в редких случаях сможет претендовать только на возврат аэропортовых сборов, да и то не всех",-- рассказывает Александр Гладилин. По его словам, главная составляющая стоимости такого билета может быть скрыта в топливном сборе, который, тоже, как правило, не подлежит возврату.

Приобрести билеты можно на сайте или в колл-центре. Во втором случае сразу начинает щелкать счетчик: звонок в колл-центр платный, от 55 до 60 руб. без НДС за одну минуту, "включая время ожидания и разговора с оператором". При онлайн-бронировании взимаются сборы по обработке платежа -- от 2% до 4% в зависимости от способа оплаты.

Отдельных денег стоит выбор места. В дневное время (с 9:00 до 23:00) за первые и последние три ряда придется выложить 999 руб. Ряды 15-й и 16-й у аварийного выхода, а также с 4-го по 10-й обойдутся в 799 руб., ряды 11-14-й стоят 399 руб., все остальные -- 199 руб. Эти тарифы действуют при заказе места заранее в интернете (+200 руб.) или через колл-центр (уже 400 руб.). В аэропорту при регистрации все места еще дороже.

Отдельная морока с багажом -- бесплатно можно провезти не больше 10 кг; дополнительная плата -- от 999 руб. за стандартное (до 15 кг) место до 2500 руб. за провоз, например, велосипеда. "Стоит обратить внимание, что оплатить провоз багажа на сайте лоукостеров гораздо дешевле, чем в аэропорту,-- говорит Александр Сизинцев.-- Например, у "Победы" стоимость одного места багажа на сайте от 999 руб., а в аэропорту -- от 1500 руб.

AirBaltic и Estonian Air позволяют пройти бесплатную регистрацию на рейс непосредственно в аэропорту, если пассажир летит из России. Здесь такое требование к перевозчику закреплено на законодательном уровне. Если вылет осуществляется не из России, то бесплатно можно зарегистрироваться только через сайт авиакомпании. Но и тут есть технические ограничения: например, могут возникнуть сложности при регистрации через сайт у пассажиров, летящих с младенцами.

"Тех, кто летит с чемоданом и не может самостоятельно пройти онлайн-регистрацию на рейс, может ждать разочарование. Например, купив билет за 5 тыс. рублей, пассажир, вполне вероятно, вдвое больше заплатит за провоз багажа -- место багажа может стоить 30-60 евро, плюс за регистрацию в аэропорту около .10",-- предупреждает Александр Гладилин

Чтобы закончить с дополнительными тратами "на земле", стоит упомянуть, что лоукостерам, как правило, дают самое неудобное время для вылета и прилета -- а это значит, что добраться в аэропорт на общественном транспорте будет проблематично, и придется еще разориться на такси.

Поднявшись впервые на борт бюджетного перевозчика, даже опытный пассажир получает новые впечатления. Начать с того, что у лоукостеров нет разделения на пассажирские классы. К тому же здесь, что называется, намертво закреплены все сиденья -- ни откинуться, ни, наоборот, жестче поставить спинку.

Все напитки и еда на борту, естественно, за дополнительную плату.

Правда, в России эта выгодная услуга пробивает дорогу тяжело. Первые опыты лоукостеров в России оказались неудачными: авиакомпании SkyExpress, "Авианова" и "Добролет" по разным причинам не прижились.

Впрочем, на нашем рынке еще остается ряд иностранных лоукостеров, позволяющих относительно недорого летать за границу. "Среди иностранных авиаперевозчиков лоукост в России представлены AirArabia, AirBaltic, AirBerlin, EasyJet, FlyDubai, GermanWings, Norwegian, Pegasus, Vueling, WizzAir",-- перечисляет Александр Сизинцев. Однако в нынешней ситуации они не спешат ни расширять географию полетов по России, ни в целом развивать здесь это направление.

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ