Новости

АЗС активизируют борьбу с ценами на эквайринг. Но снижения цен на бензин ждать не стоит

После того как снижение комиссий банков за эквайринг поддержал Владимир Путин, розничный бизнес развернул борьбу за это с новой силой. В частности, соответствующее обращение направил Минфину и ЦБ Российский топливный союз (РТС). Продавцы бензина просят ограничить размер комиссий, а полномочия по установлению максимальных тарифов за эквайринг возложить на ЦБ. С учетом того, что регуляторы, до недавнего времени активно поддерживавшие банкиров, тоже начинают смягчать свою позицию, у владельцев АЗС есть шанс быть услышанными. Однако, даже если это произойдет, снижения цен на бензин ждать не стоит, предупреждают эксперты.

Участники рынка нефтепродуктов обратились к Минфину и ЦБ с поддержкой идеи государственного регулирования комиссий за эквайринг, считая, что решить проблему путем переговоров с банками невозможно, следует из письма РТС. «Непосредственно банки принять соответствующее решение не могут в силу невозможности изменения политики платежных систем»,— отмечается в письме.

Ранее ЦБ, Минфин, а также Федеральная антимонопольная служба и Минпромторг уже рассматривали вопрос необходимости государственного регулирования эквайринговых комиссий, но выступили против этой идеи, предложив реальному сектору улаживать конфликт с финансистами самостоятельно с помощью переговоров. Однако на прошлой неделе Владимир Путин неожиданно призвал снижать комиссии за эквайринг, после чего чиновники начали смягчать позицию и подтвердили готовность продолжить обсуждение.

Для АЗС средняя ставка за эквайринг составляет 1,5–1,6% от совокупного объема безналичных платежей, а стоимость инкассации — лишь 0,18% от суммы наличных денежных средств, следует из письма. При этом за последние пять лет автовладельцы стали чаще платить за топливо картами — доля безналичных расчетов выросла с 28% до 53%. Кроме того, выросли и розничные цены на топливо с 34 до 45 руб. за 1 л. Таким образом, у АЗС наблюдается существенный рост расходов на эквайринг, подчеркивают в РТС, в каждый литр топлива заложено 70 коп. за прием карт, что составляет около 15% всех операционных расходов АЗС либо более 55% от фонда оплаты труда персонала.

«Если мы хотим сдерживать рост цен на топливо, нужно сокращать затраты»,— заявил “Ъ” глава РТС Евгений Аркуша. Комиссия за эквайринг в России «одна из самых высоких в мире», приводит к удорожанию цены на топливо для потребителей, стимулирует рост инфляции, а также оказывает негативное влияние на использование безналичных платежей, уверены в союзе. Авторы письма считают необходимым установить комиссию на уровне 0,3% за прием кредитных карт и 0,2% — для дебетовых (по аналогии с Евросоюзом). Полномочиями по установлению максимальной величины тарифов, а также по проведению ежеквартального мониторинга ставок эквайринга, по мнению участников рынка, нужно наделить ЦБ.

Впрочем, в банках уверяют, что работают с торговыми сетями в ноль, а размер комиссий при безналичном расчете для них оставался неизменным последние пять лет.

Независимые эксперты поддерживают потребителей. «Вряд ли стоит ожидать, что АЗС снизят стоимость топлива в случае введения регулирования комиссий за эквайринг,— полагает предправления Национального платежного совета Алма Обаева.— Но есть уверенность, что они направят высвободившиеся средства на развитие инфраструктуры, сервисов, а также на улучшение программ лояльности».

Виталий Солдатских, Юрий Барсуков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Дорогой эквайринг":
Все материалы сюжета (4)