Новости / Бизнес

«Роснефть» просит у президента льготы на 145 млрд рублей в год

Как выяснил “Ъ”, несмотря на поручения президента и премьера, правительство не смогло согласовать новые меры поддержки нефтяников. Между чиновниками сохраняются разногласия, а крупнейшие компании наперебой лоббируют свои интересы. Самую радикальную позицию традиционно занимает государственная «Роснефть»: ее руководитель Игорь Сечин просит у Владимира Путина беспрецедентные налоговые льготы на 145 млрд руб. в год.

На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 27 февраля чиновники и нефтяники снова пытались договориться о мерах по стимулированию нефтепереработки, доходность которой ухудшил налоговый маневр в отрасли, рассказали источники “Ъ”. В качестве одного из основных вариантов поддержки НПЗ уже давно обсуждается обратный акциз (возврат части затрат на выпуск нефтепродуктов). Почти все стороны идею поддерживают, но окончательно одобрить решение не удается.

Главное разногласие — условие Минфина по обнулению экспортной пошлины на нефть. Против этого выступают Минэнерго и нефтяники. Как говорится в письме первого замминистра энергетики Алексея Текслера господину Дворковичу от 22 февраля (“Ъ” ознакомился с содержанием этого и указанных ниже писем), помогать НПЗ приходится из-за ужесточения таможенного режима и незапланированного роста акцизов на фоне кризиса, а налоговая нагрузка на отрасль с 2010 года выросла на 1,4 трлн руб. Вместо отмены экспортной пошлины Минэнерго предлагает целевое стимулирование — поддержку «системообразующих» НПЗ, обеспечивающих топливом рынок РФ. Также министерство говорит о сохранении текущего уровня поступлений в дорожные фонды и «таможенной субсидии» (разница между пошлинами на нефть и нефтепродукты) НПЗ при отсутствии давления на топливные цены. Господдержку, уточняет господин Текслер, целесообразно предоставлять на возвратной основе (инвестиционный налоговый кредит, средства ФНБ и т. д.).

Нефтекомпании между тем пытаются использовать ситуацию — каждая для решения собственных проблем. Как выяснил “Ъ”, наиболее радикально выступила «Роснефть», которой буквально на днях частная АФК «Система» закончила выплачивать 100 млрд руб.: 8 февраля глава госкомпании Игорь Сечин попросил Владимира Путина о налоговых стимулах сразу на 145 млрд руб. в год (могут включать и обратный акциз). Увязать введение стимулов он предложил с частичным переходом на налог на дополнительный доход (НДД) вместо текущего НДПИ, но как именно, в письме не указывается. Реформа должна быть запущена на 35 пилотных проектах нефтекомпаний с 2019 года, НДД будет взиматься не с объемов добычи, а с дохода от продажи нефти за вычетом пошлины, сниженного НДПИ и расходов. Свою просьбу Игорь Сечин объясняет неравным положением НПЗ вблизи границы и внутри страны. В письме отмечается, что поддержка нужна НПЗ мощностью 85 млн тонн.

По данным “Ъ”, Владимир Путин поручил правительству изучить идеи господина Сечина, причем Минэнерго уже высказалось против их реализации.

Другие нефтяники существенно скромнее в своих запросах. Так, ЛУКОЙЛ просил правительство снизить ставки акцизов на бензин класса «Евро-5» и отказаться от их запланированной индексации с 1 июля. Вице-президент компании Геннадий Федотов в письме от 22 февраля указывал, что рост акцизов на фоне сдерживания цен на топливо снизил эффективность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок до нуля и ниже.

Более жесткой стала позиция «Сургутнефтегаза», который исходно не поддерживал обратный акциз, предлагая альтернативные виды поддержки. Глава компании Владимир Богданов 21 февраля сообщил Аркадию Дворковичу, что вводить обратный акциз преждевременно. Как поясняет источник “Ъ” в отрасли, Киришский НПЗ компании (мощность — 21 млн тонн нефти) ориентирован на экспорт и имеет один из самых низких показателей выхода светлых нефтепродуктов (около 55%). А одним из базисов формулы предоставления обратного акциза является как раз технический уровень НПЗ (глубина переработки выше 65% и/или наличие вторичных процессов), а также объемы поставок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок и «логистическое отставание» (удаление от границы). То есть Киришский НПЗ рискует остаться без поддержки.

Но сам господин Богданов объясняет позицию тем, что НПЗ получает нефть худшего качества (с большим содержанием серы), чем сама компания сдает в трубу «Транснефти» в Западной Сибири. В связи с этим, пишет он, до введения обратного акциза надо решить проблемы с качеством сырья.

«Абсурдность ситуации еще и в том, что "Сургутнефтегаз", выполняя соглашение с ОПЕК, сокращает добычу, не имея аналогичных льгот, как производители высокосернистой и тяжелой нефти»,— заявляет менеджер. Он уверяет, что именно тяжелая нефть не позволяет получить выход светлых нефтепродуктов на уровне более 55%.

Ольга Мордюшенко, Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное