Новости

Коллекторы взялись за банкротство «физиков»

Как стало известно Банки.ру, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) намерена внести в Госдуму поправки к законопроекту о банкротстве физлиц. Взыскатели предлагают изменить систему оповещения кредиторов о начале процедуры банкротства должника, а также установить уровень неисполненных обязательств, при котором гражданин вправе подать в суд заявление о своей несостоятельности.

Рассмотрение в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», намечено на сентябрь. Поправки к нему (есть в распоряжении Банки.ру), подготовленные крупными коллекторскими агентствами «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Национальная служба взыскания», будут обсуждаться на закрытом заседании НАПКА 26 июля. Выработав единую позицию, разработчики представят предложения в комитет Госдумы по вопросам собственности.

На взгляд представителей «Секвойи», в доработке нуждаются несколько положений законопроекта. Во-первых, право гражданина самому инициировать процедуру своего банкротства. Притом сделать он это может, имея даже мизерную сумму долга, просто решив, что не в состоянии расплатиться с кредиторами. Чтобы избежать колоссальной нагрузки на суды, коллекторы предлагают все-таки определить минимальный размер задолженности, при достижении которого закон разрешит гражданину обратиться в арбитраж.

Во-вторых, по мнению специалистов «Секвойи», надо изменить систему извещения кредиторов о начале процедуры банкротства физлица. Пока что проектом предусмотрено, что сведения можно узнать из Единого федерального реестра сведений о банкротстве. После этого кредиторы будут предъявлять свои требования к должнику. Если претензии не предъявлены вовремя, гражданин освобождается от уплаты долга. «Вследствие незнания кредитора о начале процедуры банкротства должник освобождается от исполнения его требований», — уточнила заместитель гендиректора «Секвойи» Ирина Поддубная.

Чтобы не пропустить старт процедуры банкротства кого-либо из должников, кредитор должен сам как минимум раз в месяц просматривать данный реестр. И если в компаниях еще реально выстроить такую систему, то частные кредиторы могут просто не справиться с задачей. «Поэтому мы предлагаем возложить на должника обязанность уведомлять кредиторов о начале процедуры банкротства путем направления каждому из них заказного письма с уведомлением о вручении. Только такой способ следует считать должным извещением», — считает Поддубная.

По мнению юристов Национальной службы взыскания, вопрос о банкротстве физлиц нельзя рассматривать в отрыве от других проектов: «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», «О потребительском кредите» и внесении изменений и дополнений в закон «О персональных данных». «Необходимо учесть юридическую природу происхождения долга (кредитные карты, ипотечные кредиты, автокредиты и так далее) и юридическую природу обеспечения по соответствующим банковским продуктам. Она различна. Следовательно, правовые последствия использования обеспечения тоже разные, и поэтому их надо учитывать в каждом случае отдельно», — комментирует руководитель правового управления Национальной службы взыскания Владимир Тюрин.

По его мнению, нормы закона «О потребительском кредите» (пока существует только «сырой» проект) будут распространяться на сделки с недвижимостью, если терминологически не отделить ипотеку от потребительского кредита. «Иначе недобросовестные заемщики смогут этим воспользоваться: взять ипотеку, заселиться в квартиру, а затем инициировать через суд процедуру банкротства, а в определенных случаях — даже себя обанкротить, выступая в роли финансового управляющего, — опасается Тюрин. — В итоге заемщик, если будет принято судебное решение о начале реабилитационных процедур, сможет спокойно жить в «ипотечной» квартире до пяти лет — такой максимальный срок предусмотрен законопроектом для реализации плана реструктуризации долгов. В течение этого периода самое худшее, что грозит должнику, — внесение по кредиту ежемесячных платежей в размере половины ставки рефинансирования ЦБ (если исходить из нынешней ставки в 8%, то придется платить 4%). Выселить заемщика, имеющего иждивенцев, на улицу будет невозможно».

На взгляд Тюрина, это губительно для специализирующихся на ипотеке банков, которые выдают займы под значительно более высокие проценты на длительный период времени. За пять лет покупательская способность рубля может существенно измениться в неблагоприятную для банка сторону, как это часто бывает во время кризисных явлений в экономике.

Тюрина поддерживает юрист консалтинговой компании «Лигерион Групп» Кирилл Тычкин. Он считает, что положения данного законопроекта достаточно лояльны к потенциальному банкроту. «Предполагается возможность реструктуризации долгов частных должников сроком до пяти лет. При этом не допускается обращение взыскания на заложенное имущество граждан, если предметом залога выступает помещение, которое является для гражданина и членов его семьи единственно пригодным для постоянного проживания, — отмечает Тычкин. — Таким образом, в течение указанного срока банк не сможет обратить взыскание на такое жилье».

По мнению Тычкина, законопроект требует более глубокой проработки, чтобы минимизировать случаи преднамеренного банкротства. Например, можно запретить гражданину-банкроту выезжать за границу или покупать недвижимость дороже определенной суммы, скажем, сроком на пять лет. Также, считает он, необходимо включить в Семейный кодекс возможность взыскивать долги с близких родственников должника-банкрота. «Допустим, с супругов и малолетних детей, на счетах которых могут находиться значительные суммы или на имя которых может быть зарегистрировано дорогостоящее имущество», — заключил юрист.

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное