Новости

В московском метро произошла крупнейшая авария

21 человек погиб, а еще более 160 получили травмы различной степени тяжести в результате катастрофы в московском метро. Поезд на полном ходу сошел с рельсов на стрелке, врезавшись в бетонную стену тоннеля. По версии следствия, в трагедии могут быть виноваты как рядовые метрополитеновцы, отвечающие за исправность путей и подвижного состава, так и их руководство, не обеспечившее безопасность пассажиров. Эксперты называют ЧП результатом системных ошибок в эксплуатации и развитии метрополитена. Сегодня в Москве объявлен траур.

"Это был просто ужас"

Катастрофа произошла около половины девятого утра на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" Арбатско-Покровской (синей) линии. Как пояснили "Ъ" в столичном управлении МЧС, информация о ЧП поступила в центр управления кризисными ситуациями в 8:39. А уже через несколько минут на место прибыли первые спасатели -- бойцы расположенной вблизи станции "Парк Победы" пожарной части N28. Впрочем, сама спасательная операция началась с некоторой задержкой -- сошедший с рельсов поезд (он следовал из центра в сторону Крылатского) застрял на перегоне, и чтобы добраться до него, пожарным, естественно, понадобилось время.

Тем временем пассажиры пытались сами выбраться из состава, три первых вагона которого превратились в груду искореженного железа. "От страшного удара я вылетел из центра вагона в крайнюю секцию. Каким-то чудом успел схватиться за поручень, который едва не оторвался. Передо мной была груда тел -- люди от того же удара передавили друг друга и выбили стекло вместе с дверью",-- рассказал "Ъ" Николай, один из пассажиров злосчастного поезда.

Еще один очевидец рассказал, что он и другие находившиеся в вагоне мужчины сорвали форточку, а потом выбили окно и стали через него помогать пассажирам выбираться в тоннель. Рядом, как утверждает мужчина, оказалась загородка из деревянных листов, прикрывавшая выход на площадку строительства другого тоннеля, ее пришлось ломать, чтобы выйти на пути. По словам очевидцев, многие пассажиры были в шоке, женщины кричали. Этому способствовала не только сама авария, но и заполнявшие тоннель дым, пыль и гарь. "А потом был долгий поход по тоннелям... Это был просто ужас...",-- заканчивает очевидец.

По внутренней инструкции за эвакуацию пассажиров из поврежденного поезда отвечает в первую очередь машинист. Надо отметить, что несколько лет назад старые вагоны на синей ветке метро были заменены на новейшие типа "Русич". Обычно им управляет один машинист, но на некоторых участках, в частности и на перегоне "Парк Победы"--"Славянский бульвар", у него есть помощник. Однако в катастрофе один из них погиб, а другой получил тяжелейшие травмы.

Всего, по данным МЧС, из разбившегося поезда было эвакуировано порядка 1150 человек. По данным на вечер вчерашнего дня, 21 человек погиб, а еще более 160 человек получили повреждения. У госпитализированных в основном черепно-мозговые травмы, сотрясение мозга, переломы конечностей и позвоночника, ушибы, а также рваные и резаные раны.

Впрочем, жертв может быть больше -- в искореженных вагонах нашли отдельные фрагменты тел, кроме того, более 40 человек находятся в тяжелом состоянии в реанимации. Пресс-секретарь столичного мэра Гульнара Пенькова заявила, что Москва выплатит семьям погибших компенсации в 1 млн руб., а пострадавшие получат по 500 тыс. руб.

Еще по 2 млн и 1 млн руб. компенсаций соответственно выплатит столичный метрополитен. Среду, 16 июля, мэр Москвы Сергей Собянин, накануне лично руководивший спасательной операцией, объявил днем траура.

Дело в стрелке

Официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что главное следственное управление ведомства по Москве возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 263.1 УК РФ (нарушение требований в области транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Затем, после того как президент РФ Владимир Путин поручил тщательно разобраться в происшедшем, дело передали в центральный аппарат СКР. По словам господина Маркина, побывавшего на месте ЧП, авария носила исключительно техногенный характер: следствие рассматривает в качестве причины ЧП сразу несколько версий, в том числе "несрабатывание стрелки, проседание полотна и неисправность подвижного состава".

Правда, почти сразу были допрошены сотрудники ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", которое обеспечивает поставку энергии для метрополитена. Дело в том, что в самых первых сообщениях московского управления МЧС говорилось, что "в перегоне между станциями ввиду резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации в метро, что и послужило причиной резкой остановки электропоезда". Представители МОЭСК эти данные опровергли, заявив, что никаких скачков напряжения не было. Чуть позже об этом сказал и Владимир Маркин, по словам которого к аварии могло привести сочетание сразу нескольких факторов.

Таким образом, на первый план вышли версии о неисправности стрелки или проседании полотна. Сама катастрофа произошла в месте, где Арбатско-Покровская линия пересекается с тоннелем, который должен стать началом нового пути в район Солнцево. Здесь строится и оборотный тоннель, после заезда в который машинист переходит в последний вагон, чтобы вести поезд в обратном направлении. Вчера поезд, следовавший со скоростью около 70 км/ч, сошел с рельсов и врезался в стену, отделяющую основной путь от оборотного. Сход головного вагона, по предварительным данным, произошел на стрелке, которая должна направлять состав в оборотный тоннель, но еще не была подключена, так как его еще недостроили. Саму стрелку установили меньше недели назад.

Стрелка должна была находиться в закрытом положении, быть блокирована специальным устройством и вдобавок опечатана. Если все эти предосторожности не были приняты, то теоретически от вибрации, вызванной поездами, или проседания того же полотна стрелка могла сдвинуться. Это, в свою очередь, вызвало сход переднего вагона с рельсов основного пути и последующий удар поезда о стену. Заметить то, что "стрелка не по маршруту", и экстренно затормозить машинист из-за большой скорости состава физически не мог. В свою очередь, не мог и диспетчер предупредить машиниста о грозящей опасности, так как не контролировал не подключенную к автоматике стрелку. Впрочем, возможное проседание грунта в месте строительства тоннеля в департаменте строительства Москвы уже опровергли, сообщив, что ежедневно с помощью электроники проводится соответствующий мониторинг.

Между тем источники "Ъ" в метрополитене подчеркивают, что версию о скачке напряжения рано списывать со счетов. "Если на перегоне в час пик два или три состава сразу включают третий или четвертый ход (максимальную скорость с большим потреблением энергии.-- "Ъ"), периодически случаются скачки напряжения, из-за чего светофоры включаются на красный, а стрелки автоматически переводятся на тупиковые пути",-- пояснил один из машинистов.

Отдельно он напомнил, что все пути в технологический перерыв метро с 1:00 до 5:00 в обязательном порядке проверяются тоннельными рабочими и обходчиками. Поэтому они обязаны были заметить просадку грунта или плохо закрепленную неконтролируемую диспетчерами стрелку. В противном случае это их вина. Кроме того, машинисты метро не верят в неисправность электропоезда как возможную причину аварии, которую также называл в числе возможных представитель СКР. Они утверждают, что неисправность колесной пары не может привести к сходу состава с рельсов.

Системное расследование

Источники "Ъ" в СКР дали понять, что в ходе расследования крупнейшей катастрофы в современной истории московского метро не собираются останавливаться только на поиске непосредственных виновников происшедшего. Учитывая участившиеся в последнее время инциденты в столичной подземке (см. справку), следствие намерено изучить всю систему безопасности организации перевозки пассажиров в метро, дав действиям чиновников, отвечающих за нее, соответствующую юридическую оценку. Для этого уже назначен целый ряд соответствующих экспертиз, а также допросы руководителей различных служб метрополитена. Свою проверку проведет и метрополитен.

Кстати, эта система в последний раз проверялась СКР после двойного теракта, совершенного смертницами на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" в марте 2010 года, и тогда в СКР пришли к выводу, что чиновники и милиционеры, работающие в метрополитене, не должны нести ответственность за происшедшее.

На этот раз будет, видимо, по-другому. Во всяком случае, уже вчера появились слухи о предстоящей отставке руководителя Московского метрополитена Ивана Беседина, который в момент ЧП находился в отпуске, но, прервав его, вернулся в столицу.

Напомним, что бывший начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин был назначен Сергеем Собяниным главой ГУП "Московский метрополитен" в 2011 году. Он сменил в этой должности Дмитрия Гаева, руководившего подземкой более 15 лет.

"При Гаеве дисциплина, конечно, была жестче,-- говорит один из бывших руководителей метро, пожелавший не называть свою фамилию,-- Говорят, что при нынешнем начальнике ситуация изменилась: среди руководителей подразделений появилось много людей с низкой технической квалификацией. Ранее метро обслуживали исключительно профессионалы". Собеседник "Ъ" отметил, что несколько месяцев назад, в частности, был уволен и главный инженер метро Игорь Лобанов, работавший еще при Дмитрии Гаеве начальником электромеханической службы.

Владимир Баринов, Иван Буранов, Александр Воронов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/