Новости

Иркутские эксперты: запрет на промышленный вылов омуля может затянуться на десять лет

Количество нерестящегося омуля в Байкале за последний год сократилось в четыре раза, а общая биомасса озерного омуля к настоящему моменту оценивается в 10 тысяч тонн. Согласно пессимистическим прогнозам местных экспертов, для восстановления популяции понадобится не менее десяти лет.

Как напомнил на пресс-конференции 17 марта директор Байкальского филиала Госрыбцентра Владимир Петерфельд, первый мораторий на промышленный вылов омуля был введён в 1969 году и продлился семь лет. Тогда биомасса омуля снизилась до 10 тысяч тонн, а численность рыб-производителей упала с 4,5  до 1,5 миллионов особей. «В последний год мы наблюдаем поистине ужасающую картину, во все нерестовые реки зашло не более 700 тысяч производителей. Такое положение дел заставляет принять решительный и непростой шаг на запрет промышленной добычи омуля. Мы обеспокоены снятием социальной напряжённости, особенно в прибрежных посёлках. Однако если не принять срочных мер, мы навсегда лишимся омуля, как рыбы имеющей промысловое значение», – отметил эксперт.

По словам спикера, общее количество скатившихся в Байкал личинок рыбы из русла Селенги, дающей до 45% популяции омуля, за последние четыре года был меньше, чем стандартные годовые показатели. «Если в обычный год скатывается 1,5 миллиарда личинок, то за последние четыре года в Байкал попало не более 700 миллионов. Таким образом, через три года в Байкале ловить будет нечего. Наукой занимаются не изверги. Мы не закрываем рыболовство, мы просто рисуем картину, а ситуация сейчас просто катастрофическая. Независимые эксперты, проводившие анализ анонимных данных, дают ещё худший прогноз», – подчеркнул учёный.

По оценкам экспертов, даже полный запрет на вылов омуля не даёт гарантии полного восстановления популяции в ближайшие пять-шесть лет. Вместе с тем, запрет на промышленный вылов рыбы не касается квот для малых народов Севера, а также любительского лова. Представители Рыбоохраны сомневаются в действенности таких «полумер». Основной задачей запрета Владимир Петерфельд назвал полный запрет торговли омулем на прилавках, поскольку при частичном квотировании добычи определить незаконно добытую рыбу будет крайне сложно.

«Законная рыба на прилавке будет. Мы понимаем, что есть традиционные пользователи омуля, которые выросли на берегах озера. Малым народам будет дано право вылова омуля для собственных нужд. Однако надо добиться того, чтобы право потребления рыбы у них было, а права реализации не было. Мы надеемся, что нас услышат и внесут поправку в действующее законодательство. Самая главная проблема – решить проблему с реализацией омуля», – пояснил учёный.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное