Отвечая оппонентам, все чаще заявляющим, что «высокая ставка не работает» (такая мысль, по данным “Ъ”, звучит и в довольно высоких кабинетах), Эльвира Набиуллина назвала четыре причины того, почему жесткие действия ЦБ пока никак не могут укротить инфляцию.
Первая — это инерция инфляционных ожиданий: инфляция уже четыре года превышает целевой уровень. Из-за этого население и компании все меньше верят в ее возврат к цели и на этом строят свое поведение.
Читайте также:
Вторая причина — стимулирующая бюджетная политика, в том числе как рычаг получения кредитов для тех граждан и компаний, доходы и выручка которых растут благодаря бюджетным расходам.
Третья — послабления в регулировании банков, позволившие им агрессивно наращивать кредитование, не беспокоясь о необходимости поддерживать более ликвидную структуру активов.
Наконец, четвертая, по признанию главы ЦБ,— «неточность в нашей коммуникации в начале этого года». Регулятор предполагал снижение ставки в этом году вслед за замедлением инфляции, и многие восприняли это так, что снижать ставку будут в любом случае. В итоге сложения этих факторов перегрев экономики оказался сильнее, и это привело к ускоренному росту цен. «Поэтому для достижения цели мы будем еще более консервативно реагировать на проинфляционные риски»,— ужесточила свое послание Эльвира Набиуллина.