Последние два месяца суды между банками и заемщиками по делам, связанным с кредитными мошенничествами, стали все чаще решаться в пользу граждан. Об этом рассказал источник на банковском рынке, отметивший, что «практически в 100% случаев это происходит, если кредит был выдан онлайн и согласие на его получение было подтверждено кодом из СМС». Опрошенные юристы подтвердили, что в этом году судебная практика нацелена на защиту заемщика как слабой стороны. Не в последнюю очередь этому способствовало решение Верховного суда в декабре 2024 года, в котором отмечалось, что «упрощенный порядок согласования кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита», установленному профильным законом.
Юристы считают, что особенно внимательное отношение к разбирательству дел о кредитных мошенничествах связано с колоссальным ростом таких действий, когда полученные огромные кредиты граждане переводят на «безопасные счета». Юрист практики разрешения споров K&P.Group Анастасия Ситар отмечает, что судами рассмотрены и продолжают рассматриваться тысячи подобных дел, а общий размер похищенного телефонными мошенниками исчисляется миллиардами рублей. Согласно данным Банка России, за три квартала 2024 года было совершено около 900 тыс. хищений у клиентов банков на сумму свыше 18 млрд руб. На этой неделе в интервью «Комсомольской правде» зампред ЦБ Герман Зубарев указывал, что около 40% похищаемых мошенниками средств у граждан — это их кредиты.
При этом юристы отмечают, что закон о потребкредите предусматривает выполнение сторонами договора определенных действий. «Банки выдают кредиты, фактически пропуская стадию согласования условий будущей сделки, моментально перечисляя сумму кредита, да еще и на счета неизвестных "заемщику" лиц»,— отмечает Анастасия Ситар.
При этом госпожа Ситар указывает, что закон обязывает банк согласовывать с потребителем индивидуальные условия его кредитования независимо от того, обращается потребитель за предоставлением кредита очно или дистанционно.
Верховный суд ранее признавал, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита (путем ввода четырехзначного цифрового кода из СМС-сообщения) «противоречит порядку заключения договора потребительского кредита и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг», отмечает юрист юрфирмы «Митра» Артем Марков.
Вместе с тем представители банковского сообщества отмечают, что подтверждение со стороны заемщика согласия на получение кредита с помощью СМС является абсолютно законным.
Максим Буйлов, Анна Занина