Новости / Свое дело

СВОЕ ДЕЛО. Киборги на службе у людей

Киборги на службе у людей

Процесс производства продукции компании "ЭЛТЭК-Иркутск" (расшифровывается как "Электронные Тренажерные Комплексы") со стороны выглядит как фильм ужасов. Из-под горячих прессов появляются пластмассовые головы, руки, ноги и торсы, пугающе похожие на настоящие человеческие. Здесь же из них собирают манекенов, но не для торговых залов. На этих тренажерах потом учат оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Учат в основном за пределами региона и даже страны -- цена иркутских устройств в десятки раз меньше зарубежных аналогов. Тем не менее, от некоторых заказов директору и совладельцу предприятия Юрию Казимирову приходится отказываться: объемы производства слишком малы, а увеличить их мешает невысокая прибыльность бизнеса и отказы банков кредитовать ЭЛТЭК под залог интеллектуальной собственности.

Производственные площади располагаются на территори Нижней Лисихи, цех на 400 квадратных метров уместился в хозяйственном корпусе действующего гаражного кооператива. "Буквально летом мы занимали площадь вдвое больше, но сменился собственник, и нам пришлось возвращаться сюда, на старое место, -- проводит экскурсию главный инженер-конструктор НПО "ЭЛТЭК-Иркутск" Вячеслав Лутаенко. -- Там мы выпускали до 150 манекенов в месяц. Сейчас максимум 70". Правда, начинали предприниматели (конструктор Олег Л. и директор Юрий Казимиров -- совладельцы производства) еще в более стесненных условиях: "На первый манекен мы собирали пластик буквально по мусоркам. С помощью паяльной лампы и металлического лома придавали необходимую форму пластмассе. Так появились наши первые образцы, -- вспоминает Казимиров. -- Такой 'мусорный' манекен мы 11 лет назад впервые запатентовали и успешно продали режимному предприятию в Красноярске. На эти деньги купили первый станок -- и пошло-поехало".

Сейчас ЭЛТЭК относится к крупнейшим производителям манекенов-тренажеров в России -- в прошлом году цех выпустил около тысячи штук. Самый дорогой экземпляр -- муляж с анатомическим дисплеем, персональным компьютером и обучающей программой -- стоит около 140 тыс руб. Для сравнения, самый дешевый -- муляж ребенка -- продается за 34 тыс руб.

Несмотря на неплохую выручку, Казимирову редко удается инвестировать доходы в бизнес. К примеру, на недавний перевоз оборудования и сырья компания потратила почти всю чистую прибыль за год. "Вентиляционные системы так просто не перетащишь, -- объясняет гендиректор ЭЛТЭК Юрий Казимиров. -- А без них нельзя -- производство токсичное". Корреспондент газеты "Дело" на собственном опыте убедился, что в цехе трудно продержаться дольше 15 минут -- при нагревании пластмасса выделяет большое количества хлора, и начинаешь буквально задыхаться.

В цехе 20 рабочих заняты сборкой манекенов с нуля -- штампуют детали, обтачивают швы, комплектуют куклу целиком и вставляют на место сердца микрочипы, обеспечивающие имитацию жизнедеятельность муляжа. На готовом "киборге" можно осваивать навыки спасения утопающих, помощи при травмах и переломах, реанимации и т.п. Нужно только поставить соответствующую программу -- к примеру, "Спасение утопающего". Если искусственное дыхание сделано правильно, кукла начнет "дышать", а на дисплее появится информация о том, насколько успешно прошла операция. Если есть последствия для здоровья, компьютер предложит выбрать, как действовать дальше. Но компания уже давно не делает ставку на программу по реанимации -- вероятность, что человек без медицинского образования и соответствующих навыков сможет оживить человека, не превышает 30%. В основном создают программы по дореанимационным мероприятиям. Например, наложение повязки: если она сделана неправильно, "киборг" голосом самого Казимирова сообщит: "Кровотечение не остановлено. Человек погиб".

Звуковое оснащение тренажеров компания также делает самостоятельно. Как и программное обеспечение для роботов. До переезда в ЭЛТЭК был и собственный швейный цех, изготовляющий одежду для манекенов. После переезда персонал пришлось сократить на пять человек и перейти на покупку готовых комбинезонов и рубашек. Все сырье и допматериалы предприятие закупает в России: пластмассу везут из Тулы, микросхемы из Новосибирска. Казимиров подумывал и сам заняться производством плат печатного монтажа, но денег на покупку оборудования пока нет.

"Конечно, это бы снизило себестоимость тренажеров. И без того с 30% наша маржа постепенно снизилась до 20%. При этом мы не можем себе позволить повышать цены: низкая стоимость -- одно из основных наших конкурентных преимуществ", -- говорит Казимиров. Поэтому компания уже лет шесть свой прайс не меняет. Именно по этой причине, уверен Казимиров, в кризис они не потеряли ни одного заказчика. "Мы вообще не ощутили на себе кризиса, -- замечает собеседник. -- Возможно, дело еще и в том, что кредитов не набрали. Вернее, нам их не дают".

Предприниматель уверяет, что за последние 5-6 лет регулярно обходил с десяток иркутских банков и в каждом ему отказали в кредите. "У нас товара на складе лежит на 15 миллионов рублей. Но банки не хотят принимать его в качестве залога. Говорят, слишком специфический товар -- случись что, мы [банк] продать его не сможем. И относят залог к неликвиду", -- рассказывает Казимиров.

Между тем четыре года назад Казимиров специально заказал оценку производства, чтобы претендовать на помощь зарубежных бизнес-ангелов (частные инвесторы, вкладывающие деньги в бизнес-проекты в обмен на возврат вложений и долю в капитале компании, -- прим. СИА). "Нас оценили в 70 миллионов рублей. И иностранцы с оценкой согласились. Еще бы! У нас одних патентов штук десять. А интеллектуальная собственность за рубежом оценивается очень высоко", -- замечает собеседник. Однако с зарубежными инвесторами у предпринимателя не сложилось. Казимиров считает, что виновата посредническая компания из Москвы, которая "перераспределяла" деньги инвесторов между новаторами.

Примерно в то же время на одной из зарубежных выставок ЭЛТЭКу было предложено сразу два крупных заказа от израильской и немецкой фирм. Речь шла о нескольких сотнях миллионов долларов. Однако Казимирову пришлось отказаться -- имеющихся мощностей было недостаточно.

Пока же основной клиент у ЭЛТЭК -- Российские железные дороги. Они закупают у компании 80% всей продукции. Неплохие потенциальные заказчики для компаний такого профиля -- МЧС и РАО ЕЭС. Но МЧС не так давно закупила полторы сотни норвежских аналогов в 10 раз дороже. "Сами спасатели жалуются, что у иностранных манекенов при этом еще и функционал в разы меньше. Показывают мне 'поперхнувшегося Джонни' -- а он мало того, что стоит в 14 раз дороже -- 2 млн руб -- так еще и отработать на нем можно только одну программу 'восстановление дыхания при закупорке дыхательных путей инородным телом'. А в нашем муляже за 140 тыс руб -- 12 программ", -- замечает Казимиров. Остальные клиенты -- школы, детсады, медучереждения -- вариант беспроигрышный: детские манекены самого травмоопасного возраста 8-12 лет выпускает только ЭЛТЭК.

Идей дальнейшего развития у предпринимателя много: "Кроме задачи увеличить обороты текущего производства, у нас есть несколько вариантов развития смежных направлений -- например, те же платы штамповать. Плюс много идей в совершенно иных отраслях, но на базе имеющихся наработок. К примеру, можно же голосовую азбуку делать в России, а не везти из Китая книги с ужасным переводом и акцентом, -- рассказывает Казимиров. -- У нас и своя типография есть -- мы плакаты и пособия по оказанию медпомощи тоже сами выпускаем. Но необходимо докупать оборудование, а денег пока нет. Надеюсь, в следующем году обойдется без форс-мажоров, и свою прибыль мы сможем вложить более продуктивно".

Мария Фаизова, газета "Дело"

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное