Новости / Свое дело

СВОЕ ДЕЛО. Букинистическая литература - бизнес не для всех

СВОЕ ДЕЛО
 

С книгой по жизни

Бернард Шоу как-то точно заметил: дорога к невежеству вымощена роскошными изданиями. Развивая мысль знаменитого драматурга, можно сказать: а путь к знаниям лежит через старые книги. Именно такими торгуют в магазине "Марьина роща", который существует в Иркутске уже семнадцать лет. Сейчас профиль "Марьиной рощи" - книжный "секонд-хенд". Но так было не всегда.

Эра книгочеев

Идея открыть первый в Иркутске магазин серьезной, не развлекательной литературы (в основном, гуманитарной направленности) возникла в начале девяностых, рассказывает владелец "Марьиной рощи" Владимир Демчиков. В 1992 году он познакомился с переводчиком, прозаиком и поэтом Марком Фрейдкиным -- основателем книжной лавки "19 октября", очень популярной среди столичной интеллектуальной публики. "В то время в Москве издавалось достаточно много интересной литературы, и она неплохо продавалась. Захотелось, чтобы и в Иркутске появился такой магазин", -- вспоминает Демчиков.

Кстати, первая "партия" товара, который продавался в иркутской "Марьиной роще", была куплена в лавке Марка Фрейдкина. Все начиналось с 32 книжек, выложенных на прилавке в вестибюле Дома политпросвещения (там располагалась тогда библиотека Молчанова-Сибирского). "Позже у нас появилось свое отдельное помещение на ул.Российской, где вот уже 17 лет существует наш книжный магазин", -- рассказывает Владимир Демчиков.

Торговля серьезной литературой шла неплохо. В то время все, что касается книгоиздания -- подготовка текста, перевод, технологии изготовления книги и т.д. -- было на достаточно высоком уровне. А вот торговая сеть в виде магазинов "советского образца" постепенно умирала, не сумев приспособиться к новым рыночным условиям. Новые магазины открывали те, кто отлично разбирался не только в книжном деле, но и собственно в литературе, способен был выловить из необъятного моря новоизданных книг именно то, что нужно читателю с интеллектуальными запросами. Соответственно, только такие люди могли предложить покупателю новую необычную литературу, резко отличающуюся от ассортимента обычных книжных магазинов.

И "Марьина роща" оказалась, что называется, "в тренде", став для иркутян не только местом, где можно прикупить редкую книгу, но и единственным в городе клубом для книгочеев.

451 по Фаренгейту

Однако к концу 90-х эпоха "романтиков"-интеллектуалов закончилась -- началось активное акционирование книготорговли. В отрасль пришли прагматики-бизнесмены, которые вдруг открыли, что интеллектуальная литература тоже способна приносить неплохой доход. "Смене парадигмы" в этом секторе способствовал и грянувший кризис 1998 года.

Владимир Демчиков рассказывает, что к августу 98-го многие "корифеи", из тех, кто относительно давно занимался книгоизданием, были, что называется, "по уши" в кредитах, которые нужно было как-то возвращать. А склады были забиты нераспроданным товаром.

"И вот многочисленные издательства, стартовавшие с далеко идущими планами, с намерением издавать многотомные собрания сочинений, начали умирать, -- вспоминает Демчиков. -- Книжки распродавались по бросовым ценам. Магазин '19 октября' закрылся. Впрочем, не потому что 'прогорел', а просто дела пошли хуже, чем прежде". Да и остальным небольшим книжным лавкам пришлось несладко, в том числе и "Марьиной роще": рядом вырастали огромные книжные магазины, товарооборот которых значительно превосходил их относительно скромные объемы продаж.

"В конце концов книготорговля стала делом тех, кто на первое место поставил прибыльность бизнеса. И уровень книжной продукции сразу упал, -- рассказывает Демчиков. -- Потому что снижать затраты на издание книг стали за счет качества текстов -- малограмотные переводчики, корректоры, убогая редактура и т.д. Книжная культура, которой так всегда гордилась наша страна, стала деградировать. Сейчас огромное количество всего того, что лежит на прилавках, грешно называть книгами. При этом стоят они довольно недешево".

Тем не менее, "Марьина роща" продолжала "держать марку", предлагая покупателю свой традиционный товар. "Однако в 2008 году, когда пришла волна очередного экономического кризиса, стало ясно, что у нашего магазина перспективы выживания нет, -- продолжает Демчиков. -- Издательства, типографии, книготорговые фирмы -- все в кредитах. Все стараются решить свои проблемы за счет повышения цен. Прайс-листы издательств сократились в четыре раза, а цены на предлагаемые книги стали выше на 20%. Чтобы не оказаться в прогаре, торгуя таким товаром, нам бы пришлось выставлять на продажу книги по супервысоким ценам. Бюджетники -- основные наши потребители -- их вряд ли смогли бы потянуть.

Осенью 2008 года, когда у нас резко снизился оборот в связи с тем, что упал покупательский спрос, мы решили закрывать магазин. Объявили распродажу товара с намерением перепрофилировать 'Марьину рощу' под что-то другое, а то и вовсе продать помещение".

Однако случилось то, чего никто не ожидал, и что, в конце концов, спасло "Марьину рощу" от перепрофилирования.

Умный "секонд-хенд"

"Пока мы устраивали распродажу, которая длилась месяц-два, обозначилась довольно забавная ситуация: товар уходит, полки пустеют, помещение не продается. Мы тогда подумали -- что оно будет пустовать? Может, принести из домашней библиотеки те книги, которые уже не нужны, и продать их заодно с остатками товара? Так и сделали. Эти книги придали новое лицо ассортименту. Покупатели заметили, что вместе с новыми книгами продаются и б/у, стали предлагать свои. Оказалось, что желающих пристроить ненужные книги довольно много. И мы как-то плавно и без особых потрясений стали принимать эти книги. В конце концов, сменили баннер -- 'Марьина роща' стала магазином букинистической литературы.

Оказалось, что книги, от которых люди хотели бы избавиться, да рука не поднялась, находят у нас заинтересованного покупателя. Во-первых, цены доступные. Во-вторых, это литература, которой нет в продаже, потому что эти книги сто лет не переиздавали или они были выпущены очень малым тиражом. И в торговых сетях их тоже нет. Потому что издателям неинтересны малые тиражи, а если книжка нужна от силы десяти человекам -- кто с этим будет возиться.

В результате мы получили серьезное уменьшение оборота в денежном выражении, но существенный рост по количеству продаваемых книг. Оказалось, что литература, которую мы продаем, по-прежнему удовлетворяет требованиям в качестве и востребована покупателем. Несмотря на то, что эти книги были изданы три, пять, десять, а то и сорок лет назад. Взявшись за торговлю таким товаром, мы открыли для себя неожиданные возможности и продлили жизнь своего бизнеса -- как ни парадоксально, за счет того, что книжный рынок, рынок качественной литературы в России оказался в фазе затяжного спада.

Еще выяснилось, что мы не можем уйти от своего формата: думали, что будем торговать разнообразной букинистической литературой, а нам продолжают нести все те же книги по истории, психологии, культуре и т.д.

С переходом в букинистический сегмент мы избавили себя от целого ряда проблем. Первое -- мы забыли, что такое нехватка товара, у нас его избыток. И проблем с поставками не предвидится. К тому же экономия на транспортных расходах. Второй момент: мы вернули ассортимент магазина на очень высокий уровень, ведь нам несут книги, изданные еще в Советском Союзе, а тогда знали толк в книгоиздательстве. И еще один плюс: мы торгуем дешевыми книгами (средняя цена за штуку -- 50 рублей). Ни один книжный магазин не может похвастаться такими ценами. И наша торговая надбавка -- это не тайна за семью печатями: она составляет 50% от цены книги. Все прозрачно.

Так что бизнес на букинистической литературе -- самый что ни на есть рентабельный. Есть только один минус: торговля дешевыми книгами, которых много, требует дополнительных помещений для хранения. А площади в центре города дорогие".

Бизнес не для всех

Как поясняет Демчиков, выживать книжному бизнесу в настоящее время довольно сложно. Это связано со множеством обстоятельств, в том числе с невозможностью снизить цены. Книжный магазин стандартного типа, чтобы приносить доход, должен располагаться там, где имеется хороший людской поток -- это значит на центральных улицах, поэтому естественно, что владельцы таких точек вынуждены платить высокую арендную плату. Второе: сама отрасль достаточно плохо себя чувствует -- все в кредитах. Поэтому издательства выпускают книги по завышенным ценам, а книготорговцы закладывают свои риски в цену товара (устанавливается максимальная торговая надбавка). Как следствие магазины стоят полупустые, книги продаются плохо.

Как считает владелец "Марьиной рощи", сложившаяся ситуация приведет к серьезным изменениям на рынке -- возможно, к слияниям или переформатированию на "западный манер" (когда книги продаются в магазинах, по сути являющихся досуговыми центрами).

"Дешевые книги -- это некультурность. Книги и должны быть дороги. Это не водка", -- сказал когда-то философ Василий Розанов. А как быть, если "источник знаний" по высокой цене не продается, если дорогие бумажные издания вытесняются намного более доступной (в особенности, по цене) "электронной литературой"? Издательства, торговые сети и прочие участники книжного рынка лихорадочно ищут ответ на этот вопрос, попутно подсчитывая убытки в результате неуклонно падающего спроса.

Между тем, торговцы букинистической литературой относительно спокойно переживают книготорговый кризис. "Мы похожи на тех, кто на безопасном расстоянии смотрит, как поведет себя 'Титаник', получивший пробоину, -- признается Владимир Демчиков. -- Потонет или нет этот корабль большого книжного бизнеса -- покажет время". Как ни удивительно, но оказалось, что торговля книжным "секонд-хендом" гораздо более устойчивый бизнес, хотя и не такой доходный.

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное