Новости / Свое дело

С наступлением лета надувные детские аттракционы привлекают внимание не только детишек, но и предпринимателей

СВОЕ ДЕЛО
 

Остров сокровищ

С наступлением лета надувные детские аттракционы привлекают внимание не только детишек, но и предпринимателей. По оценкам журнала "Деньги", бизнес этот прибыльный и стоящий. Однако владельцу детских городков "Чиполлино" и "Остров сокровищ" в Иркутске Андрею Таюрскому за 12 лет так и не удалось вывести их на самоокупаемость. Главная причина -- сезонность, говорит он, и дождливое сибирское лето. Другой предприниматель, Александр Баталов из Ангарска, утверждает, что выйти на рентабельность можно, если выбирать недорогое оборудование.

"В эту нишу я зашел совершенно случайно, -- рассказывает владелец детских городков 'Чиполлино' и 'Остров сокровищ' Андрей Таюрский. -- После того, как в 1998 году мой строительный бизнес приказал долго жить, я чем только не занимался. В том числе привез в Иркутск первые натяжные потолки. Как раз поставщики этих потолков вместо очередного заказа буквально впихнули мне пару аттракционов. Тогда я и открыл детский городок 'Чиполлино' в Центральном парке Иркутска".

ЦПКиО -- удачное место для размещения детских аттракционов, решил Таюрский, но на протяжении трех лет ему не удалось добиться, чтобы доходы покрыли расходы. "Сначала я списывал неудачи на неопытность в этом деле, на то, что горожане пока мало о нас знают. Но потом понял, что прибыли не будет", -- говорит он. В конце концов, для Таюрского, который возглавляет еще и благотворительный фонд "Меценат", городок "Чиполлино" окончательно перешел из бизнеса в социальный проект. В настоящее время площадка аттракционов содержится на средства фонда, помогают и спонсоры из числа иркутских бизнесменов. "Если закрыть 'Чиполлино', тогда в Иркутске детям вообще будет некуда пойти", -- объясняет он.

Но верить в надувной бизнес он не перестал и в 2003 году открыл другой городок -- "Остров сокровищ" возле здания Цирка. Как советуют в Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА), идеально для детских городков подходят площадки с инфраструктурой: рядом должен быть парк, зоопарк, цирк, либо другие аттракционы. Просто на отдельный батут родители ребенка водить не станут, знают в РАППА. Но Таюрский говорит, что и цирка оказалось мало.

Он вообще пришел к выводу, что в России рентабельным можно считать только один детский городок, расположенный в сочинском парке "Ривьера". "Во-первых, сезон там длится восемь месяцев в году, а не два с половиной, как у нас. Во-вторых, город туристический и происходит постоянная смена народа", -- говорит Таюрский. Во всем мире, по его словам, парки аттракционов работают в туристических местах, за исключением Диснейлэнда в Орландо (США). "На самом деле это очень важно, в обычном не туристическом городе через месяц после открытия все местное население уже на сто рядов побывает в парке, и аттракционы практически пустеют", -- уверен Таюрский.

В летний месяц "Чиполлино" посещает в среднем 600 детей. Могло бы и больше, говорит Таюрский, но из 30 дней в месяце 15 -- провальные. В основном, из-за погоды. Средний чек в городке Таюрского составляет 250 рублей, в летний месяц выручка составляет до 150 тыс руб. А если посчитать, сколько парк зарабатывает в среднем за год ("Чиполлино" -- круглогодичный аттракцион), то, по словам Таюрского, в месяц городок в среднем посещает 150 детей, а выручка составит до 40 тыс руб в месяц.

Затраты при этом намного превышают выручку. "В парке сейчас 25 разных аттракционов. Их обслуживает штат из 10 человек: управляющий, кассир, механики и контролеры. Зарплата квалифицированных специалистов -- 10 тыс руб, у остальных -- 5-6 тыс руб. Плюс расходы на аренду земли, -- перечисляет затраты Таюрский. -- В центральном парке полмиллиона [рублей] в год, возле цирка -- миллион". На новые механические аттракционы может уходить от одного до трех миллионов рублей, на надувные -- 300-500 тыс руб. По словам Таюрского, парк обновляется обычно раз в три года и в основном итальянскими или российскими аттракционами. Надувные батуты совсем невыгодны, поскольку выходят из строя через 1-2 сезона, говорит он.

Александр Баталов из Ангарска занимается как раз надувными аттракционами, но рассчитывает на то, что его проект будет прибыльным. "Начинать надо именно с простых, недорогих батутов. Портятся они, конечно, быстро, но окупаются за месяц", -- говорит он. Сам ангарчанин три года назад начал бизнес с небольшого батута, который приобрел за 150 тыс руб. "Купили поздновато, уже в июле, поэтому в первый сезон выручили всего 400 тыс руб, -- говорит он. -- За вычетом аренды земли, налогов и зарплаты чистый заработок за три месяца составил 200 тыс руб". На осень, зиму и весну, бизнес, конечно, пришлось свернуть.

Сравнивая свои показатели с цифрами Таюрского, Баталов отмечает, что у него стоимость билета выходит дешевле -- 30 руб за посещение, но сеанс обычно составляет 5 минут, то есть если на батуте постоянно прыгает один ребенок, то 360 рублей в час предприниматель всегда заработает. Если средний рабочий день считать за 5 часов, то минимальная выручка в день -- 1,8 тыс руб или 54 тыс руб в месяц. Правда, батут приходится менять раз в три года.

В дождливое лето выручка значительно падает, говорит Баталов. А в прошлом году, несмотря на прекрасное место в центре города, его бизнес оказался на грани рентабельности -- из-за кризиса. Таюрский также говорит, что в кризис посещаемость городков упала на 30%.

Еще один иркутский предприниматель, владелец детского клуба "Вуки-вуки" Андрей Засланев, попытался бороться с сезонным фактором тем, что открыл свои аттракционы в закрытом помещении (в Ленинском районе). Но высокой рентабельностью все равно похвастаться не может. "Я еще надеюсь раскрутиться, -- говорит Засланев. -- Все-таки полгода только работаем. Но посещаемость пока маленькая. Может быть, в крупном торговом центре было бы иначе. Нам пока удалось арендовать только отдельное помещение в жилом доме".


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное