LME вчера объявила, что ее совет директоров одобрил новые правила складирования. Ключевые изменения -- сокращение сроков очередей на отгрузку металла с конкретного склада до 50 дней, а при превышении этого порога объем выгрузки металла должен превышать объем погрузки.
У LME сейчас 36 площадок в разных странах мира. По действующим правилам даже с самых больших складов (вместимостью более 900 тыс. тонн) не может быть отгружено более 3 тыс. тонн металла в день. Потребители вынуждены либо 200-300 дней ждать своей очереди, либо покупать напрямую у производителя, выплачивая ему премию за немедленную поставку.
Эта практика стала поводом для исков американских потребителей к владельцам складов (в их числе крупные банки Goldman Sachs, JP Morgan, металлотрейдеры Glencore Xstrata и Trafigura) и самой LME. Суть претензий -- намеренное затягивание поставок проданного через биржу алюминия и извлечение двойной прибыли за счет хранения металла на складах и повышения цены.
Изменение правил складирования началось после покупки LME Гонконгской фондовой биржей (HKEx) в декабре 2012 года. HKEx предлагала увеличить лимит отгрузки, чтобы она превышала объемы поставок на склады, и ограничить время хранения. Биржа планировала незамедлительно отгрузить законтрактованные объемы алюминия потребителям (сейчас это около 2 млн тонн из 5,3 млн тонн металла на складах). Это предложение вызвало протесты крупнейших производителей -- "Русала" и Alcoa. В компаниях вчера сказали, что только изучают новые правила.
Источники "Ъ" в отрасли считают, что из-за новых правил со складов LME на рынок уйдет большое количество металла. В сентябре речь шла о вдвое меньшем сокращении сроков очередей -- до 100 дней. Это затронуло бы два склада, где очереди затянулись более чем на год, сейчас речь идет о пяти складах (по состоянию на конец ноября). В "Русале" отмечали, что конечные получатели этих объемов алюминия неизвестны, не исключено, что часть металла осядет на других складах и рынок не станет прозрачнее. Но компания опасалась, что высвобождение объемов понизит цены на алюминий и премии.
Сейчас цена алюминия на LME находится на низком уровне $1784 за тонну, и, по словам Николая Сосновского из "ВТБ Капитала", около 30-40% мировых мощностей по производству металла сейчас убыточны. В частности, "Русал", по его мнению, сейчас "держится за счет премий и дивидендов от "Норникеля"".
В документах LME говорится, что "значительно возросшие" премии на алюминий обусловлены большими очередями, а новые правила позволят участникам рынка определить справедливую конечную стоимость металла и захеджировать цену. Источники "Ъ" говорят, что на складах хранятся простейшие алюминиевые "чушки", тогда как Alcoa и "Русал" продают по прямым контрактам более сложные продукты. Но высвобождение металла приведет к тому, что крупные клиенты будут агрессивнее торговаться за снижение премий.
В "Русале" также предлагали LME раскрыть собственников законтрактованного алюминия, но совет директоров биржи не включил это предложение в документ. Источники "Ъ" на рынке полагают, что контракты, по которым металл отгружается потребителям, составляют не более 40% от торгуемых на LME объемов, остальное -- "бумажные" сделки, поэтому это предложение могло бы отразить реальное состояние рынка и повысить цены.
Николай Сосновский считает, что обсуждение новых правил LME с августа уже привело к тому, что премии на алюминий упали с пиковых $270-290 за тонну во втором квартале до текущих $240-250. Он не ожидает сильного падения цен на LME и полагает, что запасы вряд ли снизятся, но скорее перераспределятся "на менее прозрачные склады".