Новости / Свое дело

Недетский бизнес. Милена Волкова, детский сад «Маруся»: «Частный детский сад – это колоссальные вложения»

Тысячи детей стоят в очереди в муниципальные детские сады в Иркутске. Правительство региона пытается решить проблему, но построить детский сад – дело непростое и затратное. Большой спрос на дошкольное образование  вызвал оживление на рынке частных образовательных услуг. Детсады, группы присмотра и ухода, центры раннего развития – их появилось за последние годы великое множество. Лицензии же на образовательную деятельность есть лишь у единиц. Почему так? Что нужно знать, открывая частный детсад? Рентабелен ли этот бизнес и каковы его особенности? Беседуем с участниками рынка.

Милена Волкова, детский сад «Маруся»:

«Частный детский сад – это колоссальные вложения»

«Маруся – веселая, любознательная девочка, фантазерка и выдумщица. Она с удовольствием учится быть взрослой, а мы ей в этом помогаем!», – гласит сайт этого частного садика. У «Маруси» есть «большой брат» – компания «Сибавиастрой». Почему без него было бы непросто? Каковы основные затраты на открытие детсада? Каково будущее рынка? Об этом беседуем с учредителем «Маруси» Миленой Волковой.


– Милена Евгеньевна, несмотря на все меры, предпринимаемые правительством для решения проблемы с нехваткой мест в детских садах, вопрос по-прежнему актуален. Большой спрос требует развития рынка частных детских садов. Как долго еще эта тема будет оставаться острой?

На мой взгляд, еще долго. Строительство детсада – отдельно стоящего здания, по всем нормам и правилам, на 150-200 детей – обходится государству в круглую сумму (порядка 150 миллионов рублей). Нехитрая арифметика при известной статистике очередей в детские сады показывает, что ликвидация очереди потребует колоссальных затрат.

А для развития рынка частных детских учреждений недостаточно только желания увлеченных своим делом людей – педагогов, специалистов дошкольного образования: им нужна серьезная поддержка государства, разработанная под них нормативно-правовая база, субсидии, дотации, компенсирование родительской платы. Потребуется ряд решений федерального и регионального уровня.

Государству еще нужно очень хорошо постараться, чтобы дать толчок в развитии частных детских садов. Я говорю именно о частных лицензированных садиках, не беру в расчет маленькие, приквартирные ИП.

– Как возникла идея открыть «Марусю»?

– Это было несколько лет назад. Компания ОАО «Сибавиастрой» построила жилой комплекс в микрорайоне Солнечном – ЖК «Дом на проспекте». И когда встал вопрос – как распорядиться фондом офисных помещений – в голову пришла мысль о создании частного детского сада. Хотелось сделать наш ЖК более привлекательным. Дело это было интересное и очень нужное. Наши желания и возможности совпали. Тогда все, конечно, представлялось проще, чем оказалось (смеется).

– Дорогое удовольствие?

– И хлопотное. В нашем случае «Маруся» – это исключительно частные инвестиции. На первом этапе мы подготовили Проект, соответствующий всем нормативным требованиям, согласованный с Роспотребнадзором и Роспожнадзором: электрика, вентиляция, водоснабжение, канализация и, наконец, дизайн-проект. Это были наши первые затраты.

После создания Проекта мы въехали в это помещение – последовали ремонтные работы, отделка, закупка оборудования.

– А площадь под садик изначально была определена?

– Да, чуть больше  четырехсот квадратов. Все расчеты выстраивались под эту площадь. Помещение пришлось приспосабливать. Оставались конструктивные особенности здания: некоторые перегородки и коммуникации мы не могли перенести. Пришлось поломать голову.

– Какие еще были расходы?

– Чуть позже мы взяли в аренду у города землю под детскую прогулочную площадку, занимались ее обустройством: огородили, поставили беседки, сделали дорожки и даже построили маленький хозяйственный склад, у Горзеленхоза заказали насаждения, установили игровое оборудование фирмы «Ксил». Это тоже потребовало больших финансовых вложений.

Но с настоящими трудностями мы столкнулись при подборе квалифицированных кадров, педагогов…

– Почему?

– Лицензированный частный детсад – это высокие требования: и со стороны администрации, и со стороны родителей. Человек должен быть хорошо воспитан, образован, быть профессионалом, обладать хорошим вкусом во всем. Важна эрудиция в разных вопросах – ведь чтобы ответить на детские «почему», нужно очень многое знать и уметь самому. И главное – педагог, воспитатель должен уметь играть с детьми: только играя, ребенок эмоционально познает мир, получает знания, учится строить отношения. Таких специалистов найти непросто.

– В «Марусе» работают педагоги с опытом или молодежь вы тоже берете?

– Есть и те, и другие. Люди разных поколений друг друга дополняют, это идеальный союз. Один смотрит на другого: старший учится у младшего, младший – у старшего. Молодежь современна, у нее свое видение, легкость, творчество, а у преподавателей старшего поколения есть опыт и знания.

– В чем, по вашему мнению, слагаемые успеха частного детского сада?

Частные сады – разные, у каждого своя атмосфера, свой потребитель. Кому-то подходит «Маруся», кому-то – «Лунный мишка», «АЗБУКА», «Семь звезд» и так далее. Но есть три кита, на которых держится любой частный детсад, – это образование, питание и безопасность.

– Как вы рекламировали свой детский сад?

–  Затраты на рекламу «Маруси» мы несли недолго, первые несколько месяцев. Первым делом разместили баннер в микрорайоне Солнечном, создали свой сайт, разместили макеты в иркутских журналах, которые, по нашему мнению, читают НАШИ родители. Дальше начало работать «сарафанное радио»: те, кто нас знал, кто верил нам, стали советовать «Марусю» друзьям.

– Частный детский сад – это не просто бизнес. Это образовательные услуги. Трудно было получить Лицензию?

–  Особых сложностей мы не испытали. С нашей стороны работали грамотные специалисты, хорошо знающие свое дело, и результат не заставил себя долго ждать. Требования к лицензированию не безумны, точно так же, как и требования Роспотребнадзора, Роспожнадзора. Это годами разработанные правила, может, они слегка заскорузлые, может, есть какие-то перекосы, но все решаемо. Все инстанции отнеслись к нам с пониманием, помогали и консультировали.

– Какова ценовая политика «Маруси»?

Есть ежемесячная плата – она постоянна. И есть оплата за каждый день. Эта формула вышла из того, чтобы возмещать родителям те дни, когда дети не посещают детский сад.

– То есть, если родители заплатили за месяц, а ребенок две недели болел и не ходил…

Идет перерасчет на следующий месяц, все очень просто.

– В чем «фишки» «Маруси»?

Мы стараемся не отставать от новых тенденций в образовании. В 2012 году посетили международную образовательную выставку в Германии, после чего приняли решение внедрить билингвальное образование в нашем детсаду. Ближайший такой сад, по нашим данным, только в Красноярске. В группе с детьми работают два педагога: один говорит на русском, второй на английском. Помимо этого ведутся уроки академического английского. Еще у «Маруси» есть свой автобус, полностью приспособленный для перевозки детей. Это позволяет сделать пребывание малышей в детсаду еще более ярким и насыщенным.

– Нередко родители встают на очередь в муниципальный детский сад и, пока очередь не подошла, ходят в частный. Многие ли, когда подходит очередь, уходят?

В первый год от нас в муниципальные детские сады ушло три человека. Больше мы с этим не сталкивались. Наблюдаем даже обратную картину. Три дня проходили в муниципальный садик – заболели, три дня проходили – заболели – многие родители после этого решают отвести ребенка в частный детский сад.

Наш садик очень камерный, всего на 35 мест. А у нас уже очередь выстроилась, порядка 100 человек.

– Раз все идет так успешно, не планируете ли открыть другие точки в городе?

Планируем… если хватит сил и возможностей. Надо понимать, что это колоссальные вложения, миллионы рублей, подбор педагогов…

– Я правильно понимаю, что частный детский сад как самостоятельный бизнес, без «большого брата», каким для «Маруси» является «Сибавиастрой», не рентабелен?

Мы ни разу не делали садик без «большого брата», даже не пытались. Да я и не рискнула бы.

– Но если предположить?

Думаю, да, рентабельность крайне низкая. К сожалению, не у всех есть такие «большие друзья», готовые вложиться в садик. Спонсорство и благотворительность – это не те механизмы, которые должны включаться  в этом случае. Хотя и такие вливания «не помешают». Решая проблему снижения дефицита мест в системе дошкольного образования без государственных мудрых решений на данном этапе не обойтись.

– Каковы перспективы рынка? Губернатор обещает в этом году построить в регионе 35 новых садиков. Как это отразится на частных садах?

– Я думаю, тот, кто имеет своего клиента, без него не останется. В первую очередь пострадают именно небольшие приквартирные сады, без прогулочных площадок. А имиджевые, крупные, лицензионные останутся. Потому что они уже заработали авторитет, своего потребителя. Я думаю, что у частных детских садов есть будущее. У родителей должно быть право выбора. Многие у нас в городе могут позволить себе платить больше, чем полторы тысячи рублей, и получать за это соответствующие услуги.

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное