Что мешает Центробанку снизить ключевую ставку? Как реанимировать замершее инвестиционное кредитование и тем самым оживить экономику? Почему сегодня хорошо живется Югу и Дальнему Востоку? Предприятиям каких отраслей легче всего получить кредит? Эти и другие вопросы прокомментировали на пресс-конференции Чаба Зентаи, член правления банка ВТБ, и Александра Макарова, руководитель дирекции ВТБ по Иркутской области.
[photo 1]
«16 декабря Центробанк принял историческое решение. И оно было правильным»
Чаба Зентаи: 16 декабря Центробанк принял, безусловно, историческое решение – в условиях паники, начавшейся из-за падения цен на нефть и роста процентных ставок, – и, пожалуй, единственно верное.
Понятно было, что последствия этого решения будут очень жесткими. Как ясно было и то, что это не лечение проблемы, а лишь одна из мер, предпринятых для того, чтобы стабилизировать валютные рынки и процентные ставки.
Чтобы понять масштаб бедствия, стоит вспомнить, что депозиты во второй половине декабря размешались под 30-32%, такой острой была нехватка ликвидности. Понятно было, что при таких ставках работать практически невозможно. К счастью, Центробанк и правительство синхронизировали свои действия и приняли ряд решений, которые в итоге привели к тому, что сегодня валютные рынки достаточно спокойны, паники больше нет.
Повышение ставки, повлекшее рост ставок по депозитам в банках, в совокупности с увеличением размера суммы вклада, застрахованного АСВ, до 1 400 000 рублей, помогли решить и проблему декабрьского оттока вкладчиков. Рублевые депозиты стали однозначно привлекательными для населения. И это тоже стабилизировало курс.
Можно сказать, что сегодня ситуация стабильна. И даже после снижения ключевой ставки ЦБ до 15% курс доллара, как этого многие опасались, не пошел в рост.
«Без инвестиционных кредитов не будет инвестиций, а значит, и роста экономики»
Чаба Зентаи: Многие сегодня ждут дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ. Почему это важно? На данный момент среднерыночные ставки для среднего бизнеса составляют 19-20% годовых. Понятно, что если речь идет о коротких деньгах, то это подъемная ставка. Но для инвестиционного кредитования эти ставки неприемлемы абсолютно. Понятно же, что если инвестпроект рассчитан на 20 лет, он просто не окупится.
Сегодня вопрос высоких ставок по инвестиционному кредитованию – пожалуй, самый острый. И по-прежнему открытый. Как его решить? Есть разные варианты. Самый простой – и в текущих условиях не очень реалистичный – это общее снижение всех процентных ставок.
Если ставки пойдут вниз, то в какой-то момент они могут достичь уровня, приемлемого и для инвесткредитования – 12-13%. Но при текущем уровне инфляции в 15% ждать снижения ключевой ставки ЦБ вряд ли возможно.
Уверен, что показатели инфляции вряд ли будут долго оставаться такими высокими. То шоковое состояние, которое характеризовало и до сих пор немного характеризует рынок из-за резкого роста курса доллара и евро, пройдет автоматически: цены перестраиваются, валютный курс снижается. Как только инфляция пойдет вниз (по моим личным ожиданиями, это случится в конце второго – третьем квартале года), ЦБ сможет существенно снизить ключевую ставку.
Другой вариант решения проблемы инвесткредитования – господдержка. Государство вполне может внедрить эффективные способы субсидирования процентных ставок. Причем делать это можно разными способами: можно помогать целенаправленно отдельным отраслям, сегментам рынка, можно – всем при условии выполнения базовых критериев.
Решать проблему нужно, так или иначе. Потому что без инвестиционных кредитов не будет инвестиций, а значит, и роста экономики. Уверен, что в ближайшее время решения будут приняты, и это позволит компаниям войти в инвестиционные проекты, и это даст дополнительный стимул экономике.
[photo 3]
«Сегодня только два банка реально кредитуют средний бизнес»
Чаба Зентаи: Примерно год назад было принято решение о создании глобальной бизнес-линии «Средний бизнес» в рамках группы ВТБ наряду с крупным инвестиционным бизнесом и розничным направлением. В стратегии группы ВТБ среднему бизнесу уделяется особое внимание, мы делаем ставку на этот сегмент и планируем не только сохранить свои сильные позиции, но и увеличить долю на этом рынке.
В том, что это удастся, нет сомнений. Потому как, если смотреть объективно, сегодня только два банка – ВТБ и Сбербанк – реально кредитуют средний бизнес, остальные участники снизили свою активность по сравнению с прошлым годом.
Средний бизнес сегодня кредитуется удивительно активно. В прошлом году в хороший месяц мы выдавали 25-30 млрд рублей новых кредитов. В январе текущего года было серьезное затишье, но февраль порадовал. Мы ежедневно по банку выдавали от 2 до 2,5 млрд рублей среднему бизнесу. И эта высокая активность, на мой взгляд, говорит не о росте рынка в целом, а именно об увеличении нашей доли, в том числе за счет снижения доли других игроков.
Александра Макарова: Доля среднего бизнеса в кредитном портфеле иркутского отделения ВТБ составляет 56%. В этом году также планируем активно развивать сотрудничество со средним бизнесом. Сейчас для нас в приоритете золотодобывающие артели, сельхозпроизводители, металлурги, лесоперерабатывающие предприятия. Стоит отметить, что ВТБ в Иркутске сегодня занимает первое место среди всех точек продаж по Сибирскому федеральному округу в сегменте среднего бизнеса и по кредитному портфелю, и по пассивному.
«Компании с валютной выручкой чувствуют себя отлично»
Чаба Зентаи: От сегодняшней ситуации, безусловно, выигрывают предприятия, имеющие выручку, привязанную к валюте. Отличный пример – Дальний Восток, территория исторически довольно проблемная. Не так давно был там в командировке – и там все отлично! Лес, рыбная промышленность, золотодобыча – все эти отрасли получают выручку либо в валюте, либо привязанную к валюте. Себестоимость производства при этом не изменилась, зарплаты не растут, все расходы в рублях. Никакого кризиса бизнес там не ощущает.
Еще один пример – Южный федеральный округ. Тоже себя неплохо чувствует – там сельское хозяйство, одна из самых перспективных на сегодня тем. Импортозамещение после введения эмбарго на некоторые продукты дало дополнительный стимул многим отраслям.
Кстати, наши кредитные портфели быстрее всего растут как раз на Дальнем Востоке и на юге.
Александра Макарова: Что касается предприятий сельскохозяйственной отрасли Иркутской области, то «Белореченское», «Усольский свинокомплекс», «Масложиркомбинат» и другие всегда были благополучными, имели высокий рейтинг в ВТБ. В нашем банке они пользуются РКО, услугами по валютному контролю, депозитами. При этом их долговая нагрузка всегда была низкой, даже во времена дешевых ставок развивались они, зачастую, на собственные средства. Сегодня, когда ставки по кредитам высоки, они способны жить, не привлекая ресурсов. Мы со своей стороны всегда готовы поддержать планы аграриев по развитию бизнеса, будь это увеличение экспорта или расширение, связанное с импортозамещением.
[photo 4]
«У нас нет задачи допустить дефолт по клиентам»
Александра Макарова: Кредитным соглашением банка ВТБ предусмотрена возможность поднятия ставок в зависимости от рыночной конъюнктуры и от роста индикаторов рынка. В декабре этот рост был колоссальным, и это не могло не сказаться на ставках. Банк продолжает поэтапно пересматривать ставки по некоторым кредитным соглашениям, которые еще не были изменены после повышения ключевой ставки ЦБ.
Прежде чем поднять ставку для каждого конкретного клиента, мы заводим его данные в специально созданную модель, делаем стресс-анализ. Мы индивидуально подходим к каждому и, даже имея право поднять ставку в одностороннем порядке, мы с каждым клиентом входим в переговорный процесс, обсуждаем и в итоге вместе приходим к компромиссному решению. У нас нет задачи допустить дефолт по клиентам.
Чаба Зентаи: Мы готовы моментально отреагировать в случае, если ЦБ еще раз понизит ключевую ставку. Так, когда 30 января Центробанк РФ снизил ключевую ставку с 17% до 15%, банк снизил процентную ставку для своих корпоративных клиентов более чем на 2 процентных пункта.
«Не появилось ни одного проблемного кредита»
Александра Макарова: Мы роста просрочки не наблюдаем. ВТБ всегда работал по принципу «знай своего клиента», поэтому среди наших заемщиков только стабильные предприятия. После начала так называемого кризиса у нас не появилось ни одного проблемного кредита.
Чаба Зентаи: Я глубоко убежден, что сегодня в конкурентной борьбе на банковском рынке будет выигрывать тот, у кого проблемная задолженность относительно размера кредитного портфеля будет меньше.
Проблемная задолженность определяет уровень резервирования. Резервы отрицательно влияют на капитал. Уровень капитала, в свою очередь, влияет на способность банка кредитовать. Многие сегодня ожидают резкого роста проблемной задолженности в целом по банковской системе. Однако в ВТБ этот показатель пока, действительно, не растет.
Может, звучит нескромно, но я считаю, что та кредитная политика, которую мы вели в последние два года, сейчас тестируется, и пока реальный стресс-тест нашего портфеля показывает, что она была правильной.
[photo 5]