Об особенностях финансовых принципов немцев, трудностях открытия расчетного счета для маленькой компании и об образовании как лучшей инвестиции поведала порталу SIA.RU Любовь Окладникова, директор Центра немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта в Иркутске.
Про банки. В повседневной жизни я пользуюсь услугами Сбербанка и ВТБ24, но как юридическое лицо я выбрала УРАЛСИБ. В 2011 году, на момент открытия счета для нашей школы, он предлагал лучшие условия для таких маленьких организаций как мы, там было меньше бумажной волокиты, меньше требований по ежемесячному обороту. Не сказать, что сервис на высоте – но отношение к малому бизнесу там определенно более человечное, чем в больших банках.
Про отношение банков к клиентам. Когда мы хотели открыть счет в ВТБ24, Сбербанке и других, первый их вопрос всегда был: «Какой оборот у вашей организации»? На первоначальном этапе развития нашего Центра об оборотах речь даже и не шла. В Сбербанке нам даже прямо сказали, что им нужны работающие клиенты, которые создают много денег, т.е. мы для них были не интересны. Это, конечно очень демотивирует начинающих предпринимателей, создалось такое ощущение, что Сбербанк – только для больших компаний. Может, мы и не зарабатываем столько денег, как другие, но мы ответственный и добросовестный клиент. Теперь они периодически звонят, предлагают свои услуги, но после того случая мы больше не чувствуем себя клиентами Сбербанка.
ВТБ24 в последнее время стал навязывать услуги – звонят, предлагают что-то, часто забывая про разницу во времени с Москвой. По-моему, это излишне. Но работа с персоналом в этом банке, на мой взгляд, поставлена хорошо – золотая середина вышколенности и искренности, дополненная их компетенцией и грамотностью.
Про карты. Я долго не хотела заводить карту Сбербанка – меня полностью устраивал ВТБ24. Однако сейчас поголовно у всех карты Сбербанка, и, чтобы не переплачивать за перевод средств, мне тоже пришлось завести свою.
Про кредиты. До кризиса мы брали небольшие потребительские кредиты под интересы нашего бизнеса у ВТБ и у Сбербанка. Когда у нас появился небольшой оборот, решили позволить себе больший кредит, для бизнеса, но от нас потребовали доказать, что мы сможем создать поток денег, с которых мы будем оплачивать кредит. Началась волокита, бумаги, и мы стали терять к этому интерес… Сейчас система кредитования упростилась, и любой банк готов нам предоставить финансирование, но и заемные средства мы пока предпочитаем не брать.
Про финансовые принципы. Я училась в Германии в аспирантуре, где познакомилась с жизненным укладом немцев. Они считают, что ребенок к 18 годам должен научиться управлять своим временем и деньгами. С малых лет они учат своих детей жить по средствам, прививают культуру бережного и прагматичного отношения к деньгам, учат определять приоритеты в расходах и планировать свои траты на многие годы вперед. Такое неэмоциональное отношение к деньгам мне очень понравилось.
В 2002 году, я была на одном семинаре с американцами по межкультурной коммуникации. Нас спросили, что мы мечтаем купить, если у нас будет много денег. Ответы русских и других восточных европейцев в основном сводились к покупке новой и дорогой машины, затратному шопингу, покупке дорогих украшений. Ответы американцев меня тогда удивили. Они хотели заработать денег на лечение родственников или на обучение в университете. Тогда я поняла, что деньги не ограничиваются целью потратить их.
Я не сторонник брать деньги в кредит для личных целей; я спокойно отношусь к материальным ценностям.
Про инвестиции. У меня есть небольшие суммы в долларах и евро, еще есть небольшой золотой депозит. Раньше я экспериментировала с покупкой акций, но сейчас уже и не знаю даже, что с ними (смеется).
Но интереснее всего мне инвестировать в развитие бизнес-инициатив или проектов, благодаря которым создается что-то новое, уникальное (как сам продукт, так и рабочие места).
Самая лучшая инвестиция, на мой взгляд, – это образование. Если у тебя есть качественное и фундаментальное образование, ты сможешь в будущем ни от кого не зависеть. Если к этому добавить еще знание нескольких иностранных языков, финансовую грамотность, понимание современных технологий, и базовый на сегодняшний день навык «учиться на протяжении всей жизни», то из этих разрозненных элементов сможешь создать что-то такое, что потом можно кому-то продать или как минимум этого хватит для обеспечения собственного рабочего места. Человек с образованием всегда сможет найти себе применение в любых условиях и в любой стране мира и заработать на жизнь, которую он себе хочет. И у этого человека всегда будет доступ к уникальной информации, которой он сможет распорядиться в своих интересах.
Про валюты. Я доверяю доллару, но стараюсь придерживаться классического принципа «трех корзин»: держу деньги в трех основных валютах.
Про первые деньги. Это был шестой класс (я училась еще в Советском Союзе), нас отправили на трудовую практику от школы работать на полях. У нас всё было оплачено из фонда школы: проживание, питание и даже какая-то развлекательная программа была, работали всего несколько часов в день, и не тяжело. Как сейчас помню, заплатили мне за это пять рублей – немаленькие по тем временам деньги. Но после этой практики я поняла, что сельскохозяйственная деятельность в любом виде – не для меня.
Про траты. Я люблю путешествовать. Обязательно планирую деньги на отпуск. Еще очень люблю книги, не электронные, – особенно лимитированные издания с прекрасной полиграфией и иллюстрациями.
Читайте также:
Про кризис. Наш Центр немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта – это международный образовательный центр, в котором изучают немецкий и английский языки по международным программам как взрослые, так и дети, с нуля и до совершенства. В связи с тем, что многие люди потеряли работу, а другие стали экономить, взрослые стали отказываться от языковых курсов. Зато стали больше платить за обучение детей. Особого падения мы не почувствовали, так как современные родители инвестируют деньги в качественное образование своих детей с перспективой возможности и обучения в ВУЗах Германии (как на немецком, так и на английском языках). Сейчас произошло перераспределение основных целевых групп и прекратился рост. Если раньше мы росли 25-30% в год, то в кризисное время нам пришлось привыкнуть к отсутствию быстрой динамики и приспособиться к новым условиям.