По данным Reuters, 20 августа стоимость палладия опустилась на 1,6%, до $2275 за тройскую унцию. За неделю металл потерял в цене более 14%. Столь резкого падения не наблюдалось с начала марта 2020 года. Тогда на фоне глобального распространения коронавируса, опасений рецессии мировой экономики и дефицита долларовой ликвидности международные инвесторы распродавали все ликвидные активы. В итоге в первую декаду марта палладий потерял в цене почти 30% и откатился к уровню $1806 за унцию. Остальные драгоценные металла подешевели на 8–15%.
Сейчас снижение стоимости палладия происходит на фоне незначительных изменений (в пределах 3%) цен других благородных металлов. Отчасти такое различие связано с тем, что в последние месяцы цены на все драгоценные металлы, за исключением палладия, активно снижались. С начала лета по середину августа золото потеряло в цене более 8%, а платина и серебро упали на 15–17%, тогда как палладий подешевел только на 6%.
Аномальное поведение палладия связано со структурой спроса на металл. По данным Johnson Matthey, около 90% мирового потребления палладия приходится на автомобильную промышленность, он используется в качестве катализатора для снижения выбросов в двигателях внутреннего сгорания. Спрос на такие двигатели продолжает расти на фоне ужесточения экологических норм во всем мире.
В условиях структурного дефицита инвесторы, по словам главного аналитика «АЛОР брокер» Алексея Антонова, держали значительные длинные позиции в металле. Однако долго игнорировать ухудшающийся в мире новостной фон инвесторы не могли и на минувшей неделе начали закрывать позиции в металле. «Участники рынка закрывают длинные позиции, чтобы зафиксировать прибыль, а также в опасении, что ФРС начнет сворачивать "печатный станок"»,— отмечает Алексей Антонов.
В минувшую среду был опубликован протокол июльского заседания ФРС США, согласно которому большинство членов комитета FOMC поддержали сокращение объема программы покупки активов уже в этом году при условии, что динамика экономики будет в целом следовать прогнозам. «На рынке боятся, что ФРС раньше времени начнет поднимать ставку. Начнут сокращать программу выкупов активов, что негативно повлияет на темпы роста экономики, и смогут повышать ставку»,— отмечает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.
Добавили нервозности и сообщения о том, что автомобильный рынок продолжает страдать от нехватки чипов. В четверг японский автогигант Toyota Motor заявил о том, что сократит производство автомобилей в сентябре на 40%. Причины — нехватка полупроводников и рост заболеваемости COVID-19 во всем мире.
Виталий Гайдаев