Международные инвесторы активно наращивают вложения в защитные активы. По данным Bank of America (BofA, учитывает данные EPFR), по итогам недели, закончившейся 15 марта, чистый приток клиентских средств в фонды денежного рынка составил почти $113 млрд. Это в пять раз больше привлечений неделей ранее и максимальный результат с апреля 2020 года. С начала года фонды данной категории привлекли свыше $300 млрд.
Бегство инвесторов в фонды денежного рынка произошло на фоне разразившегося в США банковского кризиса, после банкротств Silicon Valley Bank (SVB) и Signature Bank, которые ударили и по другим банкам. Инвесторы проводят аналогии с 2008 годом, когда с банкротства Bear Stearns, по сути, начался мировой финансовый кризис, а коллапс Lehman Brothers стал его апогеем. «Сейчас похожая ассоциация с SVB и Credit Suisse (из-за финансовых проблем выставлен на продажу), психологически инвесторы опасаются начала нового финансового кризиса»,— отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
Помимо возросших кредитных рисков самой банковской системы, вызванных массовым бегством вкладчиков, повысились и рецессионные риски. Как отмечает портфельный управляющий УК «Тринфико» Юрий Гроссман, в результате банкротства целого ряда крупных и средних банков экономика лишится значительной части ликвидности, в том числе кредитов для развития бизнеса. По этой причине инвесторы массово сокращали вложения в акции. В результате ведущие европейские индексы потеряли 4–5,3%, американские индексы за две недели просели на 1,2–4,5%. В лидерах падения оказались акции банков, индекс MSCI World Financials потерял за неделю 6,3%, а за две недели — более 12%.
Виталий Гайдаев