Минпромторг хочет ужесточить доступ к программе льготного лизинга автомобилей. В ней смогут участвовать только машины с высоким уровнем локализации, как это уже сделано для льготного автокредитования. В результате из перечня доступных моделей, вероятно, выпадут собираемые на калининградском «Автоторе» BAIC, Kaiyi, SWM, которые попали в список лишь в этом году. Тем самым господдержка будет сконцентрирована на продукции ГАЗа, «Соллерса», КамАЗа и Lada.
Минпромторг рассматривает возможность введения минимальной планки локализации для доступа к программе льготного автолизинга, рассказали “Ъ” в министерстве. Сейчас, напоминают там, программа распространяется на модели автомобилей, которые производятся в рамках СПИК.
Планка по локализации уже действует с 2024 года для льготного автокредитования: необходимо набрать 1,6 тыс. баллов. В итоге в программу из иномарок попадает одна модель Haval — Jolion. Помимо нее, в рамках программы можно купить Lada (основная часть сделок) и УАЗ. По словам собеседников “Ъ”, для доступа в льготный лизинг планка также будет установлена на уровне 1,6 тыс. баллов. При этом собеседник “Ъ” в лизинговой компании считает, что быстро пересмотреть перечень моделей будет сложно.
Сейчас в льготном лизинге выбор моделей гораздо шире: например, им можно воспользоваться для всех выпускаемых в РФ моделей Haval. В феврале в программу были включены собираемые калининградским «Автотором» BAIC, Kaiyi, SWM — об этом 14 февраля рассказал представитель компании Кирилл Лучкин в ходе мероприятия «Автостата». В Минпромторге подтвердили, что эти модели на сегодня соответствуют условиям программы.
При этом в некоторых лизинговых компаниях “Ъ” сказали, что не проводят сделки по этим моделям, поскольку «уровень локализации недостаточен». Вероятно, речь идет о будущих требованиях, которые уже довели до лизингодателей.
Читайте также:
Применение дополнительной планки в баллах «может повлечь за собой сокращение имеющегося перечня субсидируемого имущества», говорит глава отдела госрегулирования и корпоративного контроля «Альфа-Лизинга» Мария Абалакова. Наибольшим спросом сейчас, по ее словам, пользуются Lada, ГАЗ и Haval. Гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов говорит, что в 2023 году самыми востребованными автомобилями в рамках льготного лизинга стали Lada Granta, Haval Jolion, ГАЗель Next, а в 2024 году за три недели (с 24 января) клиенты чаще всего приобретали ГАЗель Next, УАЗ «Патриот» и Lada Granta.
В результате выбор моделей по льготному лизингу в легковом сегменте будет аналогичен автокредитованию. В сегментах LCV и грузовиков будут доступны автомобили ГАЗа, Sollers и КамАЗа.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в условиях ограниченного бюджета программ поддержки спроса и высокой конкуренции за эти средства между производителями достаточно справедливо ввести требования по локализации. При этом он отмечает, что размер планки все-таки может варьироваться в зависимости от вида транспорта. Бюджет льготного автолизинга в 2024 году — 2 млрд руб. Изначально такая же сумма была выделена годом ранее, но летом бюджет был увеличен на 7,8 млрд руб. после повышения утильсбора.
Ольга Никитина, Полина Трифонова