Существующие модели финансовой помощи малому и среднему бизнесу в РФ не способствуют расширению охвата получателей господдержки: при прямом распределении средств государством и институтами развития высоки риски финансирования компаний-«зомби». Включение в эту конструкцию банков-посредников снижает риски неэффективной поддержки. Однако, как показывает анализ двухуровневой системы поддержки, ее получателями становятся уже знакомые банкам, устойчивые, относительно крупные и зрелые компании, а для распространения поддержки на «выпавшие» сегменты необходимо введение дополнительных требований к заемщикам.
Автор опубликованной в журнале Новой экономической ассоциации статьи «Факторы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в двухуровневой системе господдержки в России» Анна Бакайкина (Агентство стратегического развития Москвы) констатирует, что действующие программы поддержки МСП с участием банков не способствуют росту доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса.
Двухуровневая система, поясним, включает финансовых посредников (коммерческие банки, факторинговые и лизинговые компании), которые выбирают субъекты МСП и распределяют среди них поддержку, получая ее от институтов развития. В одноуровневой — институты развития делают это напрямую, что обеспечивает высокую эффективность поддержки стартапов и социально значимых проектов, финансирование которых рискованно для коммерческих игроков, но создает условия для массированной поддержки неэффективных компаний-«зомби» или аффилированных с институтами проектов. Включение банков-посредников в систему снижает эти риски: кредитные организации имеют эффективные методики оценки риска и доходности проектов.
Однако, как показало исследование, при двухуровневом механизме поддержки МСП (преимущественно через госбанки, в виде льготных кредитов, частичных гарантий и комбинации льготного кредита и 100-процентной гарантии) в 2016–2018 годах получателями поддержки были компании, которым и так доступно финансирование коммерческих банков. «Помощь получают относительно крупные, зрелые компании, которые могут предоставить коммерческим банкам значительный объем официальной документации за длительный промежуток времени, что позволяет госбанкам использовать ставший для них классическим подход к оценке кредитных рисков»,— пишет автор. При этом банки не кредитуют рискованных заемщиков с высоким потенциалом.
Для расширения охвата получателей поддержки региональным и федеральным институтам развития рекомендуется создавать концептуально новые программы для неохваченных или слабо охваченных категорий МСП — например, за счет дополнительных ограничений конечных заемщиков по численности, активам, выручке.
Диана Галиева