Новости и комментарии

Долговая нагрузка россиян снижается

Среднее количество займов на одного клиента снижается, пришли к выводу аналитики финансовой онлайн-платформы Webbankir. Так, по их данным, до пандемии, в 2019 году, этот показатель составлял 4,3, в 2020 году — 3,8, а в 2021 году снизился до 3,6. «Это связано с увеличением числа новых заемщиков и перетеканием клиентов между компаниями: по итогам 2020 года количество новых пользователей платформы Webbankir увеличилось на 32% — до 625 тыс. человек,— поясняет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев.— В 2021 году прирост был сопоставимым».

Кроме того, происходит концентрация рынка вокруг крупных игроков. На фоне пандемии и замедления экономики офлайн-игроки были вынуждены приостановить бизнес либо его закрыть. Их заемщики приступили к поиску новых кредиторов и более выгодных условий кредитования, отмечает гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров: «Сокращение реестра продолжается и в 2022-м, с введением новых законодательных норм деятельности, ускорится — рынок покинет 25–30% неэффективных компаний. Соответственно, количество новых клиентов крупных игроков тоже будет быстро расти в результате перераспределения рынка».

Еще одна причина — развитие сегмента среднесрочных займов (Installment loans), добавляет Андрей Пономарев. Они большие по сумме и сроку заимствования, поэтому закрывают финансовые потребности на несколько месяцев. «Как правило, такие займы оформляют повторные клиенты, с хорошей кредитной историей,— поясняет гендиректор ГК Eqvanta Андрей Клейменов.— По своей базе мы видим сопоставимую тенденцию: среднее количество займов в одних руках сокращается с 4,5 в 2019 году до 3,1 в 2021 году».

Снижение числа действующих займов на одного заемщика обусловлено и изменением подхода граждан к долгам в целом. Пандемия научила клиентов более рационально подходить к заемным средствам, тщательнее рассчитывать суммы займов и свои возможности по возврату денег, люди стараются не брать лишнего, поясняет гендиректор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко. Гендиректор финансового маркетплейса «Юником24» Дмитрий Африканов подчеркивает, что изменилась и политика выдачи займов самими микрофинансовыми организациями (МФО), скоринг сал жестче, как следствие, получить заем стало труднее.

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное