Комментарии

Государство подкатывает к капиталу Автоваза. Новым акционером завода может стать ВЭБ

Минфин и Минэкономразвития заняли жесткую позицию в вопросе о выделении АвтоВАЗу очередной господдержки на 12 млрд руб. Ведомства выступают за вхождение в капитал АвтоВАЗа его кредиторов--госбанков. Против этого уже выступил один из акционеров завода -- французский концерн Renault, доля которого в этом случае будет размыта. Однако, как стало известно Ъ, на АвтоВАЗе уже разработана схема, при которой Renault сохранит свой блокпакет, а государство в лице ВЭБа станет
новым акционером предприятия за счет уменьшения долей "Ростехнологий" и "Тройки Диалог".

Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государство намерено "жестко увязать" выделение госфинансирования предприятиям "с их дальнейшей реструктуризацией". Он пояснил, что "ряд предприятий автопрома и ВПК" сегодня находятся в тяжелом положении, но в обмен на помощь государство рассчитывает "увеличить свою долю" в их капитале. В частности, отметил господин Кудрин, государство намерено "в последний раз поддержать АвтоВАЗ", но только
"за счет большой перестройки" завода. В чем она будет заключаться, господин Кудрин не пояснил.

Его слова разъяснила глава Минэкономики Эльвира Набиуллина. Она напомнила, что АвтоВАЗ закредитован (завод должен банкам более 40 млрд руб.), и держатели части долга -- госбанки. Государство могло бы войти в капитал АвтоВАЗа, если бы задолженность "была капитализирована", сказала госпожа Набиуллина, то есть конвертирована в акции АвтоВАЗа (конечным собственником акций завода в этом случае стали бы госбанки). Какую именно часть долга АвтоВАЗа держат ВТБ и Сбербанк, госпожа Набиуллина вчера не сказала, а на заводе не раскрывают, но, по мнению аналитика ИК "Атон" Михаила Пака, этой доли наверняка будет достаточно для того, чтобы получить над заводом контроль.

Вхождение государства в капитал АвтоВАЗа в обмен на его госфинансирование упомянуто Алексеем Кудриным и Эльвирой Набиуллиной не случайно. Как писал "Ъ" 25 сентября, в ближайшие дни комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова должна решить, стоит ли выделять заводу очередную порцию господдержки, на этот раз на сумму 12 млрд руб. Источники "Ъ" на АвтоВАЗе говорят, что если завод получит 12 млрд руб. от государства, он больше не будет просить у него помощи.

Вряд ли Минфин и Минэкономики всерьез рассчитывают на капитализацию долга АвтоВАЗа перед ВТБ и Сбербанком -- их заявления скорее следует воспринимать как сигнал о том, что торг за очередные 12 млрд руб. будет предельно жестким, говорит один из работающих с "Ростехнологиями" инвестбанкиров.

В апреле, когда решался вопрос о выделении АвтоВАЗу первых 25 млрд руб., господин Кудрин уже говорил, что госпомощь должна быть конвертирована в акции завода. Таким образом, вчера он вновь дал понять, что недоволен ситуацией, при которой государство финансирует неподконтрольный ему актив. Формально АвтоВАЗом управляет госкорпорация "Ростехнологии", но Алексей Кудрин не считает это достаточным элементом госконтроля, воспринимая госкорпорацию скорее
как коммерческую структуру, говорит один из источников "Ъ", близких к "Ростехнологиям".

Один из источников "Ъ" напоминает, что до сих пор не решен вопрос с финансированием самого бизнес-плана АвтоВАЗа, который стоит не менее 42 млрд руб. По большому счету, торг идет как раз за эти деньги, поясняет собеседник "Ъ": министерства дают понять, что привлечь столь крупную сумму завод сможет, только если полностью очистит свой баланс от 40 млрд руб. долгов, а сделать это можно, только конвертировав долг перед госбанками в акции. Один из топ-менеджеров АвтоВАЗа вчера огласил следующий вариант: завод выпустит инфраструктурные облигации почти на 40 млрд, которые выкупит Внешэкономбанк (ВЭБ), за счет этих денег погасит текущий долг, а впоследствии конвертирует облигации в свои акции, сделав, таким образом, ВЭБ одним из своих акционеров. Доля "Ростехнологий" и "Тройки Диалог" при этом размоется, но они "не
возражают", отмечает источник "Ъ". Renault, по его словам, может избежать размывания своей доли, если оплатит допэмиссию АвтоВАЗа лицензией на Logan и оборудованием для ее сборки.

Дмитрий Ъ-Беликов

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.