Чем хуже, тем лучше
На российском фондовом рынке возросли неопределенность и волатильность. Рынок никак не может однозначно решить, в каком направлении ему двигаться.
Эксперты отмечают, что хаотичные метания преобладают на рынке из-за неопределенной динамики ведущих мировых фондовых индексов, волатильных колебаний нефтяных котировок, в изобилии поступающих противоречивых данных макроэкономической статистики и заявлений политиков. Причем зачастую финансовые рынки ведут себя по принципу "все наоборот" -- растут после плохих новостей и падают после хороших.
Некоторые специалисты видят в этих противоречиях свою внутреннюю логику. По их словам, нынешний рост фондовых рынков оторван от экономической реальности и обусловлен лишь наплывом дешевых денег из многочисленных программ поддержки реальной экономики, которые, не доходя до экономики, оседают на товарных и фондовых рынках. Пока ситуация в экономике остается близкой к катастрофической -- финансовая помощь сохранится. Поэтому плохое состояние экономики является залогом роста фондовых рынков, а хорошее -- пугает рынки перспективой сокращения ликвидности и приводит к падению фондовых индексов.
Отсюда следует вывод, который может показаться абсурдным: фондовые рынки упадут тогда, когда реальная экономика даст ощутимые сигналы о своем выздоровлении. Но к этому выводу приходят не только критично настроенные аналитики, но и власти.
Так, на днях вице-премьер России А.Кудрин заявил, что акции российских компаний могут подешеветь, причем достаточно скоро и весьма существенно. Причина -- обилие спекулятивных денег, пришедших на наш рынок благодаря антикризисным мерам разных стран. Именно поэтому с начала года ведущие российские индексы выросли более чем вдвое, в то время как основные индексы Индии, Бразилии и Китая -- примерно на 75%. Сворачивание антикризисных мер должно привести к сжатию ликвидности и оттоку спекулятивного капитала с российского рынка. Поэтому рынок нервно реагирует на рассуждения о стратегиях выхода из кризисных мер: "Уже началось или еще постоим с деньгами?". В 1938 году, когда США стали сворачивать меры поддержки, фондовый рынок упал более чем на треть, напомнил Кудрин.
Впрочем, имеются и другие объяснения происходящего. Ряд экспертов полагают, что непрерывный быстрый рост, наблюдавшийся на рынке с начала марта, был вполне логичным, поскольку предшествующее падение было самым крутым со времен Великой депрессии. На нынешнем этапе выхода экономики из кризиса рынок достиг локальных максимумов, и расти дальше ему пока нет оснований. Но избыточная ликвидность ищет себе применения. Отсюда -- неуверенность участников рынка и нервные движения фондовых индексов.
Чего же ожидать инвесторам дальше? Многие аналитики считают, что в нынешних условиях стабильный рост на российских биржах в ближайшие недели едва ли возможен. А волатильность по-прежнему будет высокой: в России всегда все и растет, и падает быстрее, чем на других рынках.
СИА. Использованы материалы журнала Forbes, Газеты.ru и газеты Ведомости




SIA.RU: Главное