Ведомости
По данным Dealogic, с 1 января 2000 г. в мире было совершено 316 657 слияний и поглощений (M&A) — по 87 в день. Их совокупный размер составил $25,2 трлн (это почти половина мирового ВВП).
Однако многие громкие и крупные сделки имели плачевные последствия. Один из самых ярких примеров — слияние America Online и Time Warner на пике технобума в январе 2000 г.; результатом стал убыток в $98,7 млрд в 2002 г. Этот антирекорд в мировой корпоративной истории был побит только в прошлом году, по итогам которого AIG потеряла $99,3 млрд.
Несварение
Из 25 крупнейших сделок лишь у девяти компаний котировки акций сейчас выше, чем в день объявления о слиянии. Конечно, на капитализацию влияют разные факторы, в том числе не зависящие от самих компаний, к тому же, не объединившись, компании могли оказаться в худшем положении, чем сегодня.
Сам Citigroup, образовавшийся в результате слияния в 1998 г. Citicorp и Travelers Group, в результате этой и последующих сделок настолько разросся, что руководство потеряло контроль над подразделениями. Из-за нарушений в разных странах Федеральная резервная система США в 2005 г. на год запретила Citigroup проводить поглощения и обязала улучшить систему внутреннего контроля. Джон Рид, возглавлявший Citicorp, признал в 2008 г., что попытка создать многопрофильный гигант была ошибкой, в проигрыше остались и инвесторы, и сотрудники, и клиенты.
Больше не значит лучше
Мегаслияния (1% наиболее крупных сделок, на которые приходится 43% совокупной стоимости всех сделок) приводят к падению цен акций компании-покупателя в краткосрочной перспективе в среднем на 3,2%, свидетельствует исследование сделок за 28-летний период. Целью большинства слияний является увеличение акционерной стоимости, пишут исследователи, но в случае с мегаслияниями основные движущие мотивы — личные устремления топ-менеджеров, их гордыня и слабое корпоративное управление.
Человеческий фактор
Что же нужно для того, чтобы слияние было успешным? Анализ WSJ выделяет три фактора: правильное время, правильный лидер и удача. Негромкая, эффективная деятельность компании в течение всего десятилетия — свидетельство успеха сделки.
Чтобы слияние дало эффект, нужен сильный корпоративный лидер с видением. Построить по-настоящему успешные империи в США в этом десятилетии удалось лишь Эдварду Уитэйкеру и Джеймсу Даймону.
Уитэйкер, возглавлявший SBC Communications, потратил в общей сложности $140 млрд на скупку телекоммуникационных компаний, создав национального гиганта на базе сотовых операторов SBC и BellSouth и поглотив в самом конце крупнейшего оператора фиксированной связи AT&T. Размер компании и возможность предлагать пакетные услуги в телекоммуникационном секторе действительно имеют значение, и инвесторы ценят это.
Даймон же создал первоклассный банк. В то время как Citigroup демонтирует свой финансовый супермаркет, Даймон идет в противоположном направлении. Он возглавил JPMorgan Chase в 2004 г., после того как объединил с ним свой Bank One. Во время кризиса JPMorgan Chase за бесценок приобрел оказавшиеся на грани краха Bear Stearns и Washington Mutual.
Михаил Оверченко




SIA.RU: Главное

