Экс-глава Федеральной резервной системы (ФРС США) Алан Гринспен спустя пять лет после своей отставки все чаще и чаще стал признавать свои ошибки.
Будучи горячим поклонником экономических принципов писательницы Айн Рэнд о том, что рыночная экономика представляет собой идеальный саморегулирующийся механизм, Алан Гринспен, находясь на посту руководителя ФРС, шаг за шагом нарушал эти принципы. Создав вокруг себя ореол непогрешимости, он сделал политику ФРС настолько мутной и непонятной, насколько это было возможно.
К сожалению, финансовый мир не сумел противостоять авторитету Гринспена, предпочитая разбираться в хитросплетениях его речей, чем требовать от главы Федерального резерва более "прозрачной" монетарной политики. В такой обстановке авторитарности и непогрешимости любая ошибка могла привести к серьезным последствиям, ведь шансов на то, что ошибка будет быстро замечена и исправлена, не было.
Сегодняшний глава ФРС Бен Бернанке, сменив Гринспена на этом посту, поначалу неоднократно заявлял о необходимости сделать работу федерального резерва более открытой, а монетарную политику -- более понятной. Однако заявления остались заявлениями, и сегодня ФРС по-прежнему представляет собой "черный ящик". Вместо открытости и фактов финансовый мир по-прежнему вынужден питаться слухами и домыслами. Сам себя рынок отрегулировать не может, отчего вынужден подчиняться регулятору, о сути и целях которого можно только догадываться.
Вроде бы финансовый кризис подходит к концу, но порочные принципы управления, сделавшие возможным его наступление, так и остались без изменений. "Ошибка Гринспена" становится системной.
Возможно, Бен Бернанке сегодня совершает собственную ошибку, которая может привести к еще более тяжелым последствиям. Но мир по-прежнему не имеет возможности что-то исправить. Мы, конечно, узнаем об этом. Но не меньше чем лет через пять.
Дмитрий Тратас




SIA.RU: Главное