О народных IPO "Роснефти", ВТБ, народном SPO Сбербанка, прошедших в 2006-2007 годах, я знаю по рекламе и газетным публикациям. Позже я видела репортажи с первых собраний народных акционеров, возмущавшихся низкими дивидендами по акциям, читавшими стихи и взывавшими к справедливости. В результате большинство народных акционеров, купивших небольшие пакеты, остались в убытке, поскольку должны были еще платить депозитарию за хранение акций. А не успели акционеры добиться отмены этого платежа, как кризис обесценил сами бумаги.
Недавно я обратила внимание на иск акционерки "Роснефти" Ирины Зубковой, поданный в арбитражный суд Москвы. Истица требовала от "Роснефти" доначислить и выплатить ей дивиденды в размере нескольких миллионов рублей. Крупные суммы позволяли предположить, что акционерка приобрела очень солидный пакет, с которым оказались связаны какие-то проблемы. В суде, однако, стало понятно, что иск больше похож на акцию протеста. Выяснилось, что истица -- пенсионерка из Удмуртии, купившая в ходе народного IPO акции "Роснефти" на минимально возможную сумму 15 тыс. руб. На свои акции госпожа Зубкова получила дивиденды. Но, несмотря на это, она подала иск, решив, что ее обманули и дивиденды должны рассчитываться на основе биржевых котировок акций. Пенсионерка не только сама поучаствовала в IPO, но и выступила агитатором среди соседей.
То, что пенсионеры (а они составили треть участников IPO "Роснефти") могут путать дивиденды по акциям с их биржевыми котировками, вполне объяснимо. Гораздо удивительнее то, что пенсионерка из Удмуртии добралась до столичного суда, а юрист, который ей в этом помогал, не отговорил ее от подачи абсурдного иска и связанных с ним расходов.
Я не знаю, какие еще формы протеста придумают акционеры, потерявшие деньги на народных IPO. В России привычными стали выступления обманутых дольщиков, игроков финансовых пирамид и вкладчиков лопнувших банков. Результата добиваются немногие. Самое удивительное, что подобные истории никак не повысили финансовую грамотность населения, отсутствием которой умело пользуются и компании, и государство.
Анастасия Горшкова




SIA.RU: Главное