Новости

Спасительная девальвация. Чтобы залатать бюджетные дыры ближайших лет, видимо, придется задействовать старые добрые методы решения подобных проблем — инфляционный налог и девальвацию рубля

На прошлой неделе правительство объявило пятилетнюю программу приватизации, от которой намерено получать $10 млрд в год. Но, чтобы залатать бюджетные дыры ближайших лет, этого мало. Повышать же прямые налоги в преддверии выборов не хочется. Поэтому, видимо, будут задействованы старые добрые методы решения подобных проблем — инфляционный налог и девальвация рубля.

О новых масштабах программы приватизации рассказал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Мы говорим, что пять лет будем иметь программу приватизации, равную примерно $10 млрд по доходам от продажи пакетов в год",-- заявил он 15 сентября в ходе саммита агентству Reuter.

Министр подтвердил, что правительство готово сокращать участие государства в капитале приватизируемых компаний до контрольного пакета, а остальное -- продавать.

Всего правительство намерено продать доли в десяти крупнейших компаниях, включая "Роснефть", "Транснефть", РЖД, Сбербанк, ВТБ, ФСК и "Русгидро".

Но приватизация в 2010-м только начнется, а дыры в бюджете надо латать уже сейчас. И правительство активно ищет источники пополнения казны. Причем ввиду предстоящих в 2011-2012-м выборов дальнейшее повышение налогового бремени для населения из списка приоритетов, похоже, исключено.

Во всяком случае Минфин недавно дал отрицательный отзыв на предложение Минпромторга о повышении транспортного налога. На прошлой неделе Минпромторг выступил с предложением ввести коэффициенты транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля. Для автомобилей старше 2006 года налог, по предложению Минпромторга, должен вырасти вдвое.

Минфин с этим не согласился и 10 сентября внес в правительство альтернативный законопроект, который предусматривает снижение ставок транспортного налога вдвое в связи с ростом акциза на бензин.

Однако учет "социального фактора" (читай -- выборов) при повышении налогов не означает, что правительство не собирается повышать налоги вообще. Просто оно будет повышать их не для населения, а для бизнеса. Особенно если речь идет еще об одном национальном достоянии -- запасах углеводородов. Так, Минфин 14 сентября опубликовал законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ". Согласно проекту, предполагается с 2012 года проиндексировать ставку НДПИ на нефть с нынешних 419 руб. за тонну до 446 руб. Ставка НДПИ по природному газу должна вырасти с 2011 года в 1,61 раза -- до 237 руб. за 1 тыс. кубометров.

Понятно, что, если государство решило замахнуться на святое святых -- доходы "Газпрома", дела с бюджетом и правда не ахти. И описанных источников его пополнения может оказаться мало: по оценке правительства, ожидается, что годовой дефицит составит 2,4 трлн руб. Поэтому часть бремени по наполнению бюджета государству, видимо, все-таки придется переложить на плечи населения. Только делать это оно будет не прямым повышением налогов, а старыми добрыми косвенными методами. Их два: инфляционный доход бюджета и девальвация рубля.

Как известно, 26 августа Минэкономразвития ухудшило прогноз по инфляции на 2010 год с 6-7 до 7-7,5%. Власти не видят в ускорении инфляции проблему и не собираются с ней бороться. Иначе Банк России 31 августа поднял бы ставку рефинансирования, а он этого не сделал. Ставка осталась на уровне 7,75%, то есть теперь она почти равна прогнозу инфляции.

В то же время зарплату бюджетникам (учителям, врачам, научным сотрудникам и т. д.) правительство в 2011-м индексировать не планирует. Замораживание же зарплат в бюджетной сфере дает прямой инфляционный доход. А для населения это означает инфляционный налог.

Еще одним источником инфляционного дохода являются рублевые займы. 2 сентября президиум правительства РФ одобрил предложение Минфина об увеличении внутреннего долга и одновременном сокращении внешнего. Объем внешних заимствований в 2010 году предполагается сократить с $17,8 млрд до $7,5 млрд. Взамен планируется увеличить объем выпуска ОФЗ на 373,6 млрд руб.-- с ранее запланированных 869 млрд до 1 трлн 243 млрд руб.

Третьим источником доходов бюджета становится девальвация национальной валюты, которая позволяет увеличить рублевые доходы бюджета и от продажи госпакетов акций иностранным инвесторам, и от сырьевого экспорта, и от использования средств резервного фонда. И некоторое ослабление рубля уже налицо.

Вызвано оно во многом тем, что Банк России активно скупает валюту. В результате курс доллара за полтора месяца вырос на 1,8%. А евро за тот же период укрепился по отношению к рублю на 0,2%. Это вроде бы немного. Однако за полтора месяца сложился устойчивый тренд к постепенному ослаблению рубля, тогда как ранее наблюдалось его укрепление.

Отметим, что с точки зрения макроэкономики правительство, похоже, делает все верно. Оно стимулирует слишком вяло растущую экономику низкими ставками и ослаблением национальной валюты и одновременно пытается хоть как-то сократить госрасходы путем замораживания зарплат бюджетникам или, например, отказом в финансировании моногородов. Однако с точки зрения населения ситуация не столь радужна. В конце 2010-го--начале 2011-го из-за инфляции и ослабления рубля многие станут беднее. Расплачиваться же за мировые финансовые кризисы наш народ привык куда меньше тех же греков или испанцев.

ПАВЕЛ ЧУВИЛЯЕВ


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное