Новости

Реформа в тупике. Решение о повышении страховых взносов может с будущего года быть пересмотрено. К этому призывают правительство Минфин и Минэкономразвития

С этого года единый социальный налог заменен страховыми взносами. Ставка осталась прежней — 26%, но с будущего года она должна вырасти до 34%. Это объяснялось необходимостью снижать дефицит внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда (ПФ). В его доходах доля бюджетных трансфертов превышает 50%. Без помощи бюджета дефицитными были бы и другие фонды — обязательного медицинского, а также социального страхования.

Тем не менее чиновники экономического блока правительства призывают скорректировать налоговую реформу. Замминистра финансов Сергей Шаталов на прошлой неделе и вовсе призвал пересмотреть принятое решение о повышении взносов.

Повышение взносов станет серьезной нагрузкой на бизнес, но не решит проблемы внебюджетных фондов, объяснял Шаталов, ссылаясь на результаты исследования Института Гайдара. В исследовании отмечается, что непосредственный фискальный эффект от повышения страховых взносов составит 1,8% ВВП. Однако на самом деле он будет существенно ниже, пишет его автор Владимир Назаров.

Многое зависит от того, как распределится нагрузка между работником и работодателем. Если она полностью ляжет на работодателя, то упадут поступления от налога на прибыль; если на работника (ему срежут зарплату) — то поступления от страховых взносов и НДФЛ. Из-за влияния на другие налоги эффект от повышения взносов снижается до 1,17-1,44% ВВП.

Платить повышенные взносы придется и самому государству — это съест еще 0,4% ВВП. Наконец, работодатели могут перейти на серые схемы выплаты зарплаты. Потери бюджета от этого могут достичь 1,5-2% ВВП, предупреждает Назаров. Но сразу уйти в тень сложно, поэтому потери, если нагрузка полностью ляжет на работодателя, составят 0,5-0,7% ВВП.

Таким образом, эффект от повышения взносов в лучшем случае едва превысит 0,5% ВВП, в худшем — окажется близким к нулю. Если же повышение взносов будет ежегодно замедлять рост ВВП хотя бы на 0,5 процентного пункта, то реформа вовсе окажется бессмысленной с 2026 г.

В краткосрочном плане чистый рост поступлений будет небольшим — около 0,7% ВВП, согласен с расчетами коллег Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы. Но любые долгосрочные оценки нужно воспринимать с большой долей условности — подсчитать влияние налоговой нагрузки на рост экономики сложно, отмечает он.

Что делать со страховыми взносами — вопрос не только налоговой, но и пенсионной системы, считает чиновник правительства. «Нужно определиться, как быть с накопительной частью, пенсионным возрастом и только потом браться за взносы», — полагает он. Совещаний в правительстве о пересмотре повышения страховых взносов не было, знает собеседник «Ведомостей», соглашаясь с Шаталовым: принятое решение — не системное, а затыкание дыр.

Максим Товкайло
Ольга Кувшинова


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное