Новости

2018 в нашу пользу. Россия впервые получила право провести чемпионат мира по футболу. Для России он может стать одним из самых дорогих и сложных проектов в ее истории -- даже дороже и сложнее, чем сочинская Олимпиада 2014 года

Вчера в Цюрихе Россия, которая в последнее время уже успела приучить к тому, что любит и умеет бороться за топовые спортивные турниры , получила, наверное, самый престижный среди всех существующих. Она подтвердила, что ее заявка не зря котировалась выше трех других, участвовавших в конкурсе FIFA за чемпионат мира по футболу 2018 года,-- английской, испанско-португальской и бельгийско-голландской. Члены исполкома крупнейшей футбольной федерации большинством голосов -- тринадцатью во втором туре -- отдали предпочтение России, невзирая на то, что конкуренты выглядели сильнее по нескольким позициям.

Она получила турнир, благодаря которому гарантированно окажется в центре внимания всего мира, по крайней мере в течение одного месяца, летом 2018 года. Ведь чемпионат мира -- это событие, вызывающее устойчиво высокий интерес даже у тех, кто в целом равнодушен к футболу и спорту вообще. Совокупная телеаудитория первенства, которое прошло в июне--июле этого года в ЮАР, составила около 26 млрд человек, то есть трансляции каждого матча смотрели в среднем 400 млн зрителей. У финальной встречи она была почти вдвое выше. Иными словами, за тем, как в Йоханнесбурге испанцы обыгрывают голландцев, наблюдала как минимум десятая часть населения Земли.

С этой точки зрения футбольные чемпионаты мира намного популярнее даже летних Олимпийских игр (телевизионная аудитория пекинских двухлетней давности равнялась 4,7 млрд зрителей), не говоря уже о зимних, право принять которые в 2014 году завоевал Сочи.

Но и цена, в буквальном смысле этого слова, чемпионата мира для страны, которой он достался, огромна. Бюджет российского оргкомитета в $640 млн, указанный в заявке, является на самом деле каплей в море тех расходов, которые предстоит понести России в ближайшие годы. Чемпионат мира грозит для нее превратиться в самый дорогой проект в истории.

Мировое первенство по футболу, в отличие от зимней Олимпиады, не ограничено одним городом, в котором возводятся две-три по-настоящему роскошные арены. Российская заявка предусматривает проведение матчей в 13 городах -- Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону, из которых перед чемпионатом один будет отсеян. Во всех должны быть построены стадионы вместимостью не меньше 40 тыс. человек (минимальный показатель по регламенту FIFA для главных футбольных турниров). При этом в России сейчас функционирует только одна арена, более или менее полностью удовлетворяющая требованиям международной федерации,-- "Лужники", но даже она нуждается в реконструкции. Общая сумма затрат только на строительство и реконструкцию стадионов, заложенная в российской заявке,-- $3,82 млрд.

И это, разумеется, далеко не все. Организация чемпионата мира предполагает развитие и остальной, неспортивной, инфраструктуры -- дорог, гостиниц, аэропортов.

"У нашей страны есть все для того, чтобы провести чемпионат 2018 года на очень достойном уровне",-- сказал премьер-министр РФ Владимир Путин. А в дефиците в России стадионов, аэропортов, гостиниц и дорог он даже увидел положительный момент: "В этом есть вызов. В этом и было преимущество нашей заявки, потому что это означает развитие мирового футбола и развитие спортивной, дорожной, транспортной инфраструктуры для нашей страны, той инфраструктуры, которой будут пользоваться не только футболисты или любители спорта, но и все граждане России".

Между тем, чтобы принять чемпионат мира, в его подготовку придется, видимо, вложить колоссальный объем упомянутых Игорем Шуваловым ресурсов, и на общем фоне каплей в море уже могут показаться те без малого $4 млрд, которые, как предполагается, пойдут на возведение стадионов.

Однако именно пример сочинской Олимпиады доказывает, что, какие бы цифры членами правительства названы в ближайшее время ни были, их вряд ли стоит считать окончательными. Дело в том, что Олимпийские игры дорожали несколько раз. Когда в 2007 году Международный олимпийский комитет (МОК) отдал их России, в Федеральной программе развития региона Сочи на финансирование подготовки к ним было заложено 314 млрд руб. Однако вскоре программа была отменена, а реальные и прогнозируемые затраты, так или иначе связанные с Олимпиадой, стали расти быстрыми темпами. По подсчетам Минрегионразвития РФ, в период с 2009 по 2012 год только бюджетные расходы на нее достигнут 1 трлн руб.

Нет никаких сомнений, что и в подготовку к чемпионату мира различные российские коммерческие структуры включатся активно. Уже вчера о готовности принять участие в финансировании строительства объектов для первенства объявил глава ВЭБа Владимир Дмитриев. А Роман Абрамович входил в состав российской делегации в Цюрихе.

При этом практика проведения чемпионатов мира не дает однозначного ответа на вопрос, так же они выгодны принимающей стороне с коммерческой точки зрения, как с имиджевой, или нет. Допустим, по официальной версии правительства ЮАР, чемпионат мира 2010 года, благодаря которому были получены доходы в 3,9 млрд евро, принес Южной Африке прибыль. Но это -- если верить сообщениям тех же госчиновников, утверждающих, что на подготовку к нему ушло 3,5 млрд евро. Независимые же эксперты считают, что в действительности "под чемпионат мира" было инвестировано гораздо больше -- от 5 млрд до 9 млрд евро, а заработать на нем ЮАР может лишь в долгосрочной перспективе -- за счет повышения привлекательности страны для туристов и бизнеса.

Впрочем, история с сочинской Олимпиадой показывает, что для России заработок непосредственно на спортивном мероприятии и экономия при подготовке к нему -- последние вещи, о которых беспокоятся ее власти.

Алексей Доспехов

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное