Новости

Мы обречены развивать скоростное движение хотя бы потому, что Россия географически самая протяженная страна. "Сапсаны" уже успели стать своеобразным символом российской модернизации

Запущенный год назад скоростной электропоезд "Сапсан" стал главным поводом для гордости у компании РЖД. Сверкающий состав обтекаемой формы разгоняется до 290 км/ч. Правда, только на испытаниях, для отечественных рельсов это слишком быстро, поэтому максимальная скорость "Сапсана" на обычных рейсах -- 250 км/ч. Тем не менее самый быстрый поезд страны сократил время в пути от Москвы до Питера до 3 час. 45 мин. В России таких вагонов еще не видели: мягкие кресла, вежливые проводники. Электронное табло даже показывает скорость движения. Все, как в Европе, что, впрочем, неудивительно: "Сапсан" ведь не только изготовлен в Германии, его и в России обслуживают немцы из компании Siemens. Немецкий офис, в котором работает 12 человек, находится в депо "Металлострой" в Ленинградской области, непосредственно в цеху, где "Сапсаны" проходят ремонт.

"Сапсановский" цех -- как анклав хайтека посреди грязного и ржавого железнодорожного хозяйства. "Такого цеха техобслуживания в России еще не было",-- уверяет главный инженер Северо-Западной дирекции скоростного сообщения РЖД Максим Шевченко, вертя айфон в руке. Цех действительно впечатляет -- в первую очередь чистотой. В огромном ангаре три железнодорожных пути, на двух из них -- по "Сапсану". "Отопление осуществляется инфракрасными излучателями, за счет чего удается сэкономить около 30% энергии",-- рассказывает Шевченко. "У нас самое современное депо в Европе,-- говорит он,-- а немцы говорят, что, наверное, и в мире".

Бесшумный поезд на скорости более 200 км/ч сбивает насмерть. За год своего хождения "Сапсан" успел сбить десяток человек. РЖД на критику реагирует с раздражением: мол, что поделаешь, народ у нас такой, лезет под колеса, хотя запрещено. "Ежегодно на железнодорожных путях погибает порядка 3 тыс. человек, и во всех случаях погибшие не соблюдают правила поведения на железной дороге",-- сообщили "Деньгам" в пресс-службе компании. Компания принимает меры: на магистрали Москва--Петербург было огорожено 570 км дороги, а на маршруте Москва--Нижний Новгород установлены ограждения на протяжении 331 км. Вот только народ как раньше переходил в неположенных местах, так и сейчас просачивается сквозь ограждения.

Город Костерево во Владимирской области оказался одной из жертв "Сапсана". Железнодорожная линия разделяет его пополам. "Переезды закрываются уже за полчаса до прохода "Сапсана", причем в самые напряженные часы -- с восьми до девяти утром и около шести часов вечером,-- возмущается глава города Костерево Александр Гончаров.-- Альтернативного переезда нет. Машин сто ждут, пока он проедет. Точно так же в противоположную сторону города не может проникнуть скорая помощь, пожарные, милиция".

Пешее население Костерево, впрочем, легко нашло выход -- просто проделало дыры в ограждении высокоскоростных путей.

По словам Гончарова, народ возмущается, но массовых митингов против "Сапсана" не наблюдается. Зато сам поезд как зримый символ модернизации и роскоши регулярно подвергается атакам: партизаны из прилегающих к дороге деревень бросают в него камни. Некоторые даже стреляют из ружей. Главная претензия к скоростному поезду даже не его опасность. "Сапсан", совершающий пять рейсов в день, ходит по тому же железнодорожному полотну, что и обычные поезда и электрички, которым пришлось потесниться. Для жителей, например, Тверской области, которые работают в Москве, отмена электричек -- серьезное несчастье: и так их не хватает, и так набиты битком. Форумы полны историй про то, как заполненные электропоезда простаивают по полчаса на станциях, пропуская скоростной поезд, или, например, про людей, работающих в Москве, которым приходится теперь уезжать на первой электричке около пяти утра, а возвращаться лишь в полночь.

"Мы обречены развивать скоростное движение хотя бы потому, что Россия географически самая протяженная страна,-- убежден глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.-- Конечно, у населения претензии по "Сапсанам" есть, и они могут быть справедливыми. Дело даже не только в том, что создается опасность для пешеходов. Ограничивается и движение грузового транспорта, объездные грузовые маршруты создают трудности в экономике РЖД. Надо в максимальной степени отделить грузовое и пассажирское движение от скоростного, строить специальные высокоскоростные магистрали. Существующие скоростные маршруты надо рассматривать скорее как экспериментальные площадки".

Впрочем, в РЖД к "Сапсану" уже относятся не как к эксперименту, а как к своему самому выгодному бизнесу. Глава РЖД Владимир Якунин заявляет об "атомной рентабельности" проекта -- какой именно, не уточняется, но выше 30%. Наполняемость "Сапсанов" -- порядка 83%. Если проект сохранит такие показатели, то может окупиться примерно за шесть лет. Какой ущерб он успеет нанести, подсчитать трудно, по крайней мере РЖД подобные расчеты не оглашает. Однако очевидно, что прибыль "Сапсанов" (по некоторым оценкам, более 60 млн.евро в год) достигается за счет других поездов: вообще-то, высокоскоростные составы должны ходить по специальной магистрали, а не по обычным путям, как сейчас.

Планы строительства таких высокоскоростных магистралей (ВСМ), рождавшиеся и умиравшие на протяжении десятка лет, снова реанимированы: первая из них должна соединить Москву и Санкт-Петербург, стоимость проекта может составить порядка 1,2 трлн руб. Согласно планам РЖД, первая ВСМ должна вступить в строй до 2017 года. Ну а пока железнодорожная монополия пускает новые поезда по старым рельсам. На большинстве участков старые пути могут обеспечить скорость всего 160-200 км/ч, тогда как на специальной магистрали разогнаться можно было бы и до четырехсот. Однако модернизировать уже существующий путь гораздо дешевле.

Подготовка инфраструктуры перед запуском первых "Сапсанов" между Москвой и Санкт-Петербургом велась на протяжении трех лет, в нее вложили порядка 15,4 млрд руб. Реконструкция участка Москва--Нижний Новгород потребовала четырех лет и около 9,49 млрд руб. Цифры, конечно, несравнимы с расчетами по строительству ВСМ. К тому же реконструкция путей все же проходит быстрее, чем строительство, а повод торопиться уже появился.

"В связи с тем что в России пройдет чемпионат мира по футболу, скоростное сообщение просто необходимо,-- уверен Сергей Шишкарев.-- Мы гарантировали мировому сообществу, что все будет на уровне, а чемпионат -- это внимание миллиардов зрителей. Поэтому все нужно делать уже в ближайшие годы, за шесть лет необходимо охватить основные направления внутри страны".

Похоже, так и произойдет, ведь скоростной поезд окупается и на старых рельсах.

ИВАН ЖДАКАЕВ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное