Новости

Сколько зарабатывают иркутские Деды Морозы и Снегурочки в период новогодних праздников

Газета "Дело" N24 (380), от 24 декабря 2010 года

Дед Мороз оптом и в розницу

Новый год -- праздник не только веселый, но и очень прибыльный. Причем заработать на нем могут не только рестораторы и туроператоры, но и обычные граждане. Сколько зарабатывают иркутские Деды Морозы и Снегурочки в период новогодних праздников, выяснял корреспондент газеты "Дело".

В шутке про актера, отказавшегося сниматься в блокбастере Спилберга в декабре с формулировкой "у меня елки", доля правды гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, -- уверяют в агентствах, организующих новогодние праздники. "Декабрь всех Дедов Морозов следующие полгода кормит", -- говорит директор агентства праздничных услуг 'Апельсин' Ирина Анисимова. В Иркутске прибыльность бизнеса на Дедах Морозах и Снегурочках составляет в среднем 60%, заявляют участники рынка. Хотя и здесь не обошлось без кризиса.

"Объемы нашей загруженности в декабре в два, а то и в три раза больше, чем в любой другой месяц. Обычно меньше 90 заказов не бывает, -- рассказывает Ирина Анисимова. -- Только зимой 2008 года их число сократилось до 60. Бывает, добираем заказы еще и в первой половине января".

По словам руководителя творческого объединения "Золотая маска" Дениса Юдина, у его фирмы работы еще больше. "Два-три года назад в декабре доходило до 500 заказов. На январь оставалось еще 100-150, -- приводит цифры собеседник газеты 'Дело'. -- Когда перед самым Новым годом объемы достигают 50 заказов в день, приходится нанимать дополнительных Дедов Морозов. Правда, два последних года обходимся штатными: спрос снизился". По словам Юдина, два года подряд агентство в последний месяц года работает на средних оборотах -- 300-350 заказов. "И в основном это корпоративные заказы -- поздравляем детей сотрудников, -- рассказывает Денис Юдин. -- Подугас интерес как раз со стороны рядовых граждан -- индивидуальных заказчиков".

Ту же тенденцию отмечает и генеральный директор ООО "Арт-студия ФокуС" Елена Чистякова: "В прошлом году нам попался крупный заказ -- обойти квартиры 200 сотрудников одного предприятия. Пришлось даже часть работы отдать коллегам, -- делится Елена Чистякова. -- Если в этом декабре подобного заказа не будет, Новый год мы встретим печально. Пока желающих нет. Только звонят, хотя раньше в это время многие уже оформляли и оплачивали вызов, или хотя бы бронировали Деда Мороза".

Вероятно, из-за падения спроса стоимость вызова Деда Мороза на дом в этом году не изменится, отмечает собеседница. "Полторы тысячи рублей за 20-30 минут представления, -- продолжает Чистякова. -- За это время Дед Мороз со Снегурочкой дают мини-спектакль, слушают стишок или песенку в исполнении ребенка и вручают ему новогодний подарок. Последнее -- уже забота родителей".

Давид Измаилов, подрабатывающий Дедом Морозом в частном порядке, признается, что в "день Икс" -- 31 декабря -- его такса повышается до 2 тысяч рублей. Елена Чистякова говорит, что у них стоимость неизменна -- как накануне праздника, так и 31-го числа. "Корпоративным заказчикам мы даже скидки делаем: до 1 тысячи рублей снижаем стоимость вызова. Не прибавляем и за количество детей: двое, трое -- стоить визит будет одинаково", -- говорит Чистякова.

Правда, репертуар у опрошенных участников рынка Дедов Морозов различается. Если в "Апельсине" и "Арт-студии ФокуС" встреча проходит с классической парой -- Дед Мороз и Снегурочка, то Измаилов в нынешнем году добавил к ним еще и фокусника, а "Золотая маска" дополнила персонажами из сказок -- Бабой-Ягой и Лешим.

Озаботившись тем, что для иркутянина со средними доходами индивидуальный заказ новогоднего Деда по-прежнему дороговат, Елена Чистякова с коллегой Еленой Вороной из агентства "Мистер Шар" решили попробовать в этом году новый вариант.

Если гора не идет

Вызов на дом всегда будет дорог -- это дополнительное время, траты на транспорт, -- объясняет Чистякова. -- Выход -- приводить детей к Деду Морозу, прямо к нему в резиденцию, как это сделали в Великом Устюге. Получилось действительно дешевле для заказчика -- 250 рублей за одно посещение. "Кстати, в эту сумму входит и стоимость подарка, и фотография с Дедом Морозом. Правда, за двоих детей придется заплатить вдвойне -- 500 рублей, а не как при вызове на дом", -- поясняет Чистякова.

Как уверяют организаторы, стоимость билета определяли исходя из того, сколько готово потратить на мероприятие большинство родителей. Не учитывались при этом ни затраты на аренду помещения, ни стоимость подарков и фотографий. "Когда нам озвучили цену аренды зала в усадьбе Сукачева, мы согласились, еще не зная общей суммы расходов и предполагаемых доходов. Просто место чудесное: дом Деда Мороза именно так и должен выглядеть, -- рассказывает Елена Чистякова. -- И так во всем: в качестве подарка ребенку игрушку подешевле и похуже не купишь -- стараешься не разочаровать, не испортить праздник. Поэтому и заработать в итоге получится не много -- около 7-10 рублей с каждого посещения. Ведь одна только фотография обходится нам в 100 рублей".

По подсчетам организаторов, для того, чтобы затея окупилась, Деду Морозу нужно принимать не менее 50 человек в день. "Если учесть, что каждый визит занимает 5-7 минут -- больше 90 детишек в день мы вряд ли успеем принять", -- делится собеседница.

В результате услуга "В гостях у Деда Мороза", которая должна была приносить доход, пока в большей степени является PR-мероприятием, признается Чистякова. "В этом году на визите к Деду Морозу мы много не заработаем. Но со временем это принесет плоды: если сейчас все пройдет удачно, в следующем году можно будет увеличить стоимость билета, -- считает Елена. -- Также мы придумали, как это действо поможет пополнить нашу клиентскую базу. Мы же принимаем письма к Деду Морозу, в которых дети пишут о том, что бы им хотелось получить на Новый год. С письмом получаем и номер телефона родителей. Им мы после звоним и сообщаем: "Ваш Петя на Новый год хочет такую-то машинку". То есть помогаем родителям и в перспективе получаем постоянного клиента".

На зарплату "новогодней паре"

Чистая прибыль бизнеса на Дедах Морозах составляет в среднем 60% от вложенного, утверждают участники рынка. "При этом много вкладываться не приходится, поэтому и прибыль в абсолютных показателях не очень велика, -- замечает Денис Юдин. -- У нас получается в среднем 400-500 тысяч рублей за декабрь 'чистыми'". И тут же оговаривается, что маржа может быть и поменьше, если не экономить на персонале и костюмах.

Кстати, нанять хорошего Деда Мороза стоит дорого, отмечают опрошенные участники рынка. "Несмотря на то, что большинство из них -- студенты, на оплату их услуг идет до 40% всего дохода, -- признается Ирина Анисимова из 'Апельсина'. -- Даже если они не из театрального училища и не имеют какой-либо профессиональной подготовки".

По словам Ирины, студенты театрального училища, как и их старшие коллеги -- действующие актеры, предпочитают работать самостоятельно. "У них уже есть свои постоянные клиенты, родители передают контакты этих Дедов Морозов из рук в руки. Даже на рекламу тратиться не надо, -- говорит Денис Юдин из 'Золотой маски'. -- Профессиональные актеры на этом рынке занимают существенную долю -- почти половину".

К слову, одной из возможных причин сокращения заказов на Деда Мороза Ирина Анисимова считает рост конкуренции на этом рынке. "Если два года назад в Иркутске насчитывалось от силы 30 агентств по организации праздников, сейчас их порядка 40-45, -- говорит Ирина Анисимова. -- То есть дело, скорее всего, не только в том, что у населения доходы не растут".

Самим агентствам, как уверяют предприниматели, тратить на рекламу приходится до 15% от чистой прибыли. "В основном это объявления в газетах и на улице, -- отмечает Юдин. -- В нынешнем году неплохие результаты принесла спам-рассылка по электронной почте. В прошлом году эффект от нее был меньше". В этом году многие агентства решили подключить "тяжелую артиллерию" -- заказать рекламу на телевидении, чтобы хоть как-то увеличить количество желающих получить поздравление от Деда Мороза.

Но особой надежды на значительное увеличение спроса участники рынка не питают. "Такое впечатление, что мы до сих пор из кризиса не вышли, -- признается Юдин. -- Постоянно слышу рассказы знакомых о том, что родители маленьких детей сами надевают красные халаты, прилаживают бороду и изображают новогоднего Деда. Похоже, история о том, как в прошлом году в Иркутске один профессиональный актер в качестве Деда Мороза ухитрился за полтора месяца заработать на квартиру (что-то около 900 тысяч рублей), скоро станет новогодней легендой".


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное