Новости

Итоги 2010: Долларовый прилив поднимает все лодки

В 2010 году сильная волна роста от низкой кризисной базы сошла на нет. Но и вторая волна падения, о которой говорили пессимисты, так и не началась. Более того, индекс ММВБ завершает год вблизи новых годовых максимумов, а многие голубые фишки вышли на докризисные уровни. Но в целом год прошел неровно, фондовые индексы ушли в консолидацию на фоне продолжающихся фундаментальных изменений мировой экономики.

Антикризисные меры, начатые еще в 2008 году, перестали действовать, вновь обострились хронические проблемы: экономическая неоднородность ЕС и изменение роли доллара в мире на фоне госдолга США. Но регуляторы и власти смогли проявить политическую волю и дали ответ на проседание экономических индикаторов и тлеющую панику на рынке европейского госдолга. Европейский союз сформировал беспрецедентный стабилизационный фонд почти в 1 трлн. долларов, а Федрезерв запустил QE2.

Таким образом, Европа остается единой с единой валютой, а влияние доллара как мировой резервной валюты медленно, но верно снижается под давлением новой ликвидности.

Между тем, в 2010 году был обозначен новый вызов. Макроэкономические индикаторы показали перегрев китайской экономики: замедление темпов экономического роста на фоне увеличения инфляции и надувании спекулятивных пузырей на рынке недвижимости. Исправление «глобальных диспропорций», к которому настойчиво подталкивает ФРС и Минфин США, требует нового экономического чуда в Китае - переориентацию экспортно-ориентированных отраслей страны и стремительное развитие внутреннего рынка.

Российский фондовый рынок живо реагировал на новости, на внешний фон, особенно на движения сырья. Весенняя высокая волатильность через резкое падение от максимумов перешла в летнее «рынкостояние», а осенью вновь сформировался растущий тренд. Корреляция индекса ММВБ с американским индексом SP500 и нефтью марки Brent остается выше 0,9.

При этом, внутренняя макроэкономическая статистика не давала поводов для оптимизма, рост промышленного производства замедлился. Неожиданно порадовала победа над «инфляцией». Общий тренд на замедление инфляции в мире в начале года (с которым боролись Япония и США) пришелся, как нельзя, кстати, и власти отрапортовали о достижении рекордно низкой годовой инфляции в России.

По итогам 2010 года индекс ММВБ вырос на 22%, в 2009 году - 121%, а в 2008 году падение составило 67%.

Как и в прошлом году, основной рост прошел весной: лучший месяц 2010 года - март принес индексу ММВБ 10% (годом ранее +16%). Худший месяц уходящего года - май, индекс ММВБ потерял 7% (годом ранее +22%).

Если сравнивать с помесячной динамикой 2009 года, то видно, что волатильность снизилась, а цикл роста-падения сдвинулся на месяц вперед: лучший/худший месяц соответственно май (+22%) и июнь (-14%). Декабрьское ралли состоялось и прошлом году (2009 +7%, 2010 +6,5%).

Движение по месяцам

А вот внутринедельная динамика изменилась существенно. Как и в 2009 году статистически самый сильный день - понедельник. В среднем индекс ММВБ в 2010 году рос в этот день на 0,53% (годом ранее +0,6%). Самый слабый день - пятница, в среднем снижение на 0,18%. Фактически импульс начала недели затухает, а в пятницу уже развивается коррекция.

В 2009 году, импульс понедельника также замедлялся уже во вторник, но в среду и четверг не затухал, а получал продолжение, усиливаясь к пятнице.

Динамика индекса ММВБ по дням недели

Как уже отмечалось, волатильность индекса ММВБ в 2010 году по сравнению с 2009 и 2008 годами существенно снизилась. Максимальный вклад в «успокоение» рынка внесло лето и планомерный без сильных откатов рост индекса осенью и в начале зимы. Стоит отметить, что в это же время в 2008 году были зафиксированы самые резкие движения.

Историческая волатильность индекса ММВБ за 3 года

Стоит отметить, что спокойный период волатильность индекса ММВБ до уровня изменчивости американского индекса широкого рынка SP500.

Волатильность индексов SP500 и ММВБ в 2010 году

То, о чем все знали....

В начале 2010 года начали проявляться признаки сохраняющихся системных диспропорций: сдувание пузырей, кризис доверия (сжатие ликвидности), ужесточение регулирования. Начали лопаться пузыри, имевшие место в докризисной экономике. Сначала первый звонок - Dubai World, а затем и «греческая драма», бросившая тень на весь Евросоюз.

Стало понятно, что перенесение рисков из коммерческого сектора на уровень государства в Европе не пройдет безболезненно. Спасение частных банков, компаний и целых отраслей принесло лишь временную передышку. Слабым местом оказалась экономическая неоднородность ЕС. Не все страны Европы оказались способны вынести резко возросшую долговую нагрузку без возможности управлять курсом валюты. Замаячила реальная возможность суверенных дефолтов. Сначала проводником был высокорисковый рынок CDS (страховок от дефолтов), а после того как власти Еврозоны ограничили эти инструменты, инвесторы начали отыгрывать риски на рынке госдолга, тем самым, усилив колебания на валютных рынках.

Долговой кризис распространялся по логике банковской паники: чем больше инвесторы продавали гособлигации в надежде выйти из рискованного инструмента, тем больше росли доходности облигаций, труднее государству было занимать на открытых рынках и обслуживать уже существующий долг.

Динамика валютного, долгового и фондового рынка за 3 года

Высокая корреляция облигаций южноевропейских стран породила угрозу «заражения». Появился клуб PIGS, куда вошли экономически слабые страны Еврозоны: Португалия, Испания, Ирландия, Греция. Масла в огонь подливали и американские рейтинговые агентства, понижавшие рейтинги проблемных стран.

Капитал начать бегство из рисков, евро стремительно падал к доллару (годовой минимум пары EUR/USD был отмечен на уровне 1,2). Спросом пользовались облигации столпов Еврозоны - Германии, Франции, и конечно «тихая гавань» для всего мира - казначейские облигации США. Стоит отметить, что доходности трежерис начали падать вслед за ростом доллара с трехмесячным лагом, после пробития EUR/USD поддержки на 1,35. Аналогично, с задержкой, начались продажи и на американском фондовом рынке.

Таким образом, постепенно через валютные, а затем и сырьевые рынки (рост доллара - снижение нефти) европейский долговой кризис распространился и вызвал общемировой негатив, рост волатильности, и продажи на фондовых рынках.

К удивлению многих критиков Европейского союза была проявлена политическая воля. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) начал скупать гособлигации Греции без учета их рейтинга, а главы стран ЕС, а затем и парламенты приняли беспрецедентный план взаимопомощи, предполагающий создание фонда в размере 750 млрд. евро (более 1 трлн. долларов). Столь серьезной суммой временно удалось погасить панику.

Тяжелое валютное лето

После волатильного начала года лето на фондовых рынках прошло в боковике. Фокус спекулятивного внимания сместился на валютные рынки и рынки госдолга. Готовность ЕЦБ поддержать облигации Греции, и в целом стать активным покупателем на рынке госдолга вызвало резкий отскок евро. Пара EUR/USD оттолкнулась от поддержки 1,2 и вернулась в диапазон 1,3 - 1,35. При этом что характерно, доходности американских гособлигаций продолжили снижаться, указывая на сохранение низкого аппетита к риску.

Валютный рынок уменьшил корреляцию с другими площадками, что породило тему «валютных войн» и всеобщие взаимные обвинения в протекционизме.

Динамика фондовых, валютных и сырьевых рынков в 2010 году

Под лозунгом исправления глобальных диспропорций мировой экономики, усилилось политические давление на Китай. Тема ревальвации юаня на фоне новой волны роста доллара в очередной раз стала актуальной для США. Американские конгрессмены призвали защитить американский рынок и поддержать отечественного производителя.

Но напрямую добиться от крупнейшего держателя трежерис (валютные резервы КНР $2,7 трлн.) новых уступок американским политикам не удалось. И только в рамках G20 с поддержкой ЕС, согласившись увеличить влияние развивающихся стран в МВФ, удалось как-то договориться с КНР. Так или иначе, с начала лета китайские индексы ушли в затяжное падение, макроэкономическая статистика из Поднебесной свидетельствует о замедлении темпов экономического роста и усилении инфляции. И при этом Народный Банк Китая ограничивается административными мерами регулирования и не повышает ставку.

Динамика индексов ММВБ, РТС и пару рубль/доллар в 2010 году

Осенний марафон ФРС

Но, несмотря на ползучий кризис в Европе и фундаментальную перестройку в Китае, главное событие года - второй раунд количественного смягчения от ФРС США. Продолжается изменение роли доллара как мировой резервной валюты, идет вторая по счету попытка запустить кредитный цикл в США.

В конце августа началась программа рефинансирования дохода с ипотечных бумаг находящихся на балансе ФРС. Это был первый шаг к QE2, и рынки начали расти на ожиданиях новой волны стимулирования, интрига была вокруг объема программы: меньше $500 млрд., от 0,5 до $1 трлн. или более $1 трлн.

Кроме того, сырьевые рынки и фондовые рынки развивающихся стран двигались вверх на фоне повышения инфляционных ожиданий.

Динамика валютного, фондового, сырьевого и долгового рынков в 2010 году

3-4 ноября решение было принято. Объем составил $600 млрд, что в сочетании с ранее запушенной программой рефинансирования, позволяет говорить о общей сумме выкупа казначейских бумага на $1 трлн долл. По факту пришла коррекция, но фактический приток долларов после старта программы переломил медвежьи тенденции на рынке. Пришел капитал и на российский фондовый рынок, обеспечив Новогоднее ралли.

Динамика индекса ММВБ и внешнего фона в 2010 году


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное