Реформа электроэнергетики была задумана еще в 1999 г. Два ее основных постулата — реструктуризация РАО «ЕЭС России» с организацией конкуренции в сфере производства и продажи электроэнергии и отказ от регулирования тарифов. Свободная торговля электроэнергией началась с января 2007 г. Правда, тогда доля продаж на нерегулируемом рынке составляла лишь 5%. Население (около 20% потребления электричества) перейдет на новую систему лишь через три года — с января 2014 г.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
Каким будет рынок, четыре года назад не знал никто. «Я его и сейчас не особо вижу», — смеется гендиректор «Газпром энергохолдинга» (владеет «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6) Денис Федоров. «По факту свободного рынка, конечно же, нет», — говорит президент «КЭС-холдинга» (ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9) Михаил Слободин. По его оценкам, степень либерализации сейчас не превышает 40%. Ведь помимо населения фактически регулируются цены и для АЭС и ГЭС, напоминает Слободин. По действующим правилам цены на рынке на сутки вперед (РСВ, там торгуется до 97% всей электроэнергии) устанавливаются по итогам торгов электричеством тепловых станций. «Но самое главное — правила, по которым устроен рынок мощности, фактически сводят всю либерализацию к системе ручного управления», — сетует Слободин. При отборе мощности часть самых дорогих заявок отсекаются (это, как правило, неэффективные станции, содержание которых обходится очень дорого) и станциям, подавшим эти заявки, мощность оплачивается по тарифу, добавляет он. «Этот “виртуальный” рынок серьезно бьет по прибыли энергетиков», — резюмирует Федоров.
Демонополизация энергетики и либерализация рынка не привели и к снижению стоимости электричества. Наоборот, за четыре года свободные цены на рынке выросли в среднем в 2,5 раза, а тарифы — в 1,5 раза. Причина — постоянное увеличение доли свободного рынка, а также рост цен на топливо, объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он прогнозирует, что цены будут расти и дальше.
ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ
Тем не менее ряд участников рынка уже настолько освоились, что научились нарушать его правила. С 2007 г. ФАС рассмотрела пять дел о манипуляциях ценами на энергорынке, говорит начальник управления службы Виталий Королев. 99% из них допускают именно производители энергии, отмечает он. Влиять на цены можно по-разному: в ценовых заявках на РСВ указывать стоимость более дорогого вида топлива, нежели есть на самом деле, завышать удельный расход топлива или попросту подавать экономически необоснованные заявки, перечисляет собеседник «Ведомостей».
Одним из самых оригинальных, пожалуй, был пример манипулирования, который изобрел крупнейший потребитель электроэнергии в стране — UC Rusal. Ее заводы занижали объем необходимой его заводам энергии в своих заявках на РСВ. Это приводит к снижению стоимости электричества, так как средневзвешенная цена на РСВ зависит не только от стоимости заявок, но и от их объема. Недостающую энергию предприятия UC Rusal добирают на следующий день на балансирующем рынке, созданном для тех, чьи заявки на покупку на РСВ оказались дешевле сложившейся цены, а также для станций, которые хотели продать энергию дороже этой планки. Будут ли заводы UC Rusal признаны виновными, пока не ясно. Рассмотрение дела перенесено на январь, говорит Королев.
ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ
Но «условность» рынка — не единственное разочарование инвесторов. Акции 23 компаний, которые достанутся миноритариям РАО на их пакет в энергохолдинге, в сумме будут стоить минимум на 50%, «а то и на 60%» дороже бумаг РАО, обещал на последнем годовом собрании энергохолдинга Анатолий Чубайс, занимавший тогда пост предправления РАО. Надо только дождаться октября — ноября 2008 г., когда все компании и «наберут полную стоимость», оговорился он. Ожидание затянулось.
Зато демонополизация вновь сменилась центростремительными тенденциями. О «неглобальном укрупнении» генерирующих компаний говорил еще Чубайс. Вместо 20 генерирующих компаний останется 11-13, прогнозировал он. Но Слободин уверен: в отрасли останется несколько крупных игроков, в том числе «Газпром», «Интер РАО», «Росэнергоатом», «Русгидро», «Евросибэнерго» Олега Дерипаски и КЭС. Это неизбежно скажется на рынке. "Когда на рынке присутствуют 4-5 субъектов, которые де-факто контролируют 80-90% всей генерации, нельзя говорить о реальной конкуренции», — резюмировал Слободин.
Анна Перетолчина




SIA.RU: Главное

