Сделка между «Роснефтью» и ВР вызвала две бури одновременно: восторга у нефтегазовых аналитиков и возмущения со стороны западных СМИ. Но обе группы единодушны: открыв двери в Арктику, ВР закрыла себе все остальные.
Стоит ли овчинка выделки? На первый взгляд партнерство с «Роснефтью» открывает для ВР блестящие перспективы. Их совместное предприятие займется разведкой и разработкой трех участков в Карском море. По данным российского правительства, их прогнозные ресурсы огромны.
Но дальше начинаются вопросы. Степень изученности шельфа северных морей очень низка, а риск не найти там искомого богатства довольно высок, говорит аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Чтобы оценить реальные запасы этих месторождений, потребуется около 10 лет и $2 млрд.
Структура запасов непонятна. Налоговый режим для этого проекта не определен. Обещанных льгот может оказаться недостаточно из-за стоимости добычи в Карском море: она будет запредельно высокой. В таких условиях нефть и газ еще никто в мире не добывал. И даже если все эти трудности удастся преодолеть и добыча будет налажена, остается проблема транспортировки ресурсов из этого отдаленного края.
Неоднозначной эту сделку делает то обстоятельство, что в России имеются огромные неосвоенные запасы углеводородов и на суше — в Западной и Восточной Сибири, где условия все-таки гораздо лучше арктических. А отсутствие спроса, например, заставило отложить разработку гигантского Бованенковского и Штокмановского месторождений.
Так что экономическую выгоду партнерство «Роснефти» и ВР принесет не скоро. А значит, цели у этого проекта — не экономические.




SIA.RU: Главное

