Новости

Наличные нужды. Корпорации тратят запасы наличности на покупку конкурентов и благосклонности акционеров

С начала 2011 года резко выросло число слияний и поглощений, причем компании все чаще финансируют всю сделку или ее часть наличными. Только в крупнейших американских компаниях наличных средств скопилось примерно на $1 трлн. Те, кто после окончания острой фазы кризиса смог накопить значительные объемы наличных, теперь используют их для поглощения конкурентов, а также выплачивают дивиденды акционерам, пытаясь заручиться их благосклонностью.

В поисках цели для поглощения

По данным Thomson Reuters, в первом квартале во всем мире было объявлено о слияниях и поглощениях на сумму $717 млрд, что на 58% больше, чем год назад. Причем почти половина M&A -- $352 млрд -- было проведено с участием американских компаний. Это стало крупнейшим квартальным показателем для американских M&A со второго квартала 2008 года. На прошлой неделе Ernst & Young выпустила исследование, в котором говорится, что в ближайшие полгода более трети транснациональных корпораций планируют новые приобретения своих конкурентов, что должно привести к еще большему росту активности на рынке M&A.

В комментариях к исследованию Ernst & Young "Барометр уверенности на рынках капитала" вице-председатель аудиторской фирмы по консалтингу в области трансакций в Северной и Южной Америке Рич Жанере заявил: "Уверенность возвращается. В США компании все больше настроены на сделки. 36% компаний планируют делать приобретения в ближайшие шесть месяцев. Еще полгода назад таких было 22%". Опросив в марте более 1 тыс. топ-менеджеров по всему миру, исследователи Ernst & Young выяснили, что почти 60% респондентов считают, что вполне реально говорить об окончании финансового кризиса в течение ближайшего года. При этом пятая часть опрошенных полагает, что негативные явления для мировой экономики уже остались позади.


Как потратить триллион

Среди главных причин резкого роста M&A эксперты называют растущую уверенность компаний в ближайших перспективах мировой экономики и огромные наличные средства, которые многие американские и европейские компании аккумулировали на своих балансах со второй половины 2009-го -- в 2010 году. На прошлой неделе старший аналитик Standard & Poor's Говард Силверблатт сообщил, что по итогам 2010 года среди компаний индекса S&P 500 оборот наличных средств составил $1,145 трлн, что превысило предыдущий рекорд, поставленный в 2006 году -- $1,117 трлн. Оборот свободных наличных средств в этих компаниях также поставил рекорд -- $495 млрд (в 2009 году этот показатель составил $302 млрд). Еще в конце прошлого года президент Обама встретился с руководителями крупнейших американских корпораций -- Boeing, General Electric, Dow Chemical, Duke Energy, Google, Intel, Cisco, Motorola, Comcast, AmEx, PepsiCo. "Мы сосредоточились на обсуждении темы занятости и инвестиций... Они оптимистично настроены на совместную работу, на то, что мы можем вывести все эти наличные из положения вне игры",-- заявил сам президент после встречи. Говоря о наличных, президент Обама подразумевал наличные средства, которые уже тогда накопили многие корпорации.

Это во многом объясняет, что ряд крупных M&A, объявленных в последнее время, либо в значительной мере, либо полностью финансировались наличными средствами. Среди наиболее ярких примеров -- объявленная 20 марта покупка американской AT&T своего конкурента T-Mobile USA у Deutsche Telekom за $39 млрд (из которых $25 млрд американцы готовы выложить наличными); объявленная инвесткомпанией Уоррена Баффета Berkshire Hathaway 14 марта покупка за $9,7 млрд наличными химической компании Lubrizol Corporation; объявленная 4 апреля американским производителем электроники и компонентов Texas Instruments покупка своего конкурента National Semiconductor за $6,5 млрд наличными.

Скупка конкурентов является не единственным способом применения накопившихся наличных средств. Компании тратят их и на обратный выкуп своих акций с рынка.

Еще одним средством с пользой применить свободные средства -- направить их на выплату дивидендов, что не может не понравиться акционерам. По данным последнего исследования Bloomberg, корпорации, для которых прошлый год стал одним из самых прибыльных за последнее время, все больше выделяют средств на выплату дивидендов для акционеров. Более 130 компаний, составляющих индекс S&P 500, намерены сделать это в ближайшие два месяца.


У нас

В России, по оценке банкиров, занимающихся корпоративным кредитованием, у компаний реального сектора ситуация с ликвидностью также улучшилась, но далеко не у всех. "Во время кризиса российские компании активно сокращали расходы, благодаря чему стали гораздо более эффективными. С другой стороны, цены на сырье, к которым особенно чувствительна отечественная экономика, вновь рванули вверх. Оба эти фактора привели к тому, что у многих российских компаний в целом хорошая ситуация с ликвидностью",-- указывает зампред правления Абсолют-банка Евгений Ретюнский. Председатель правления банка "Открытие" Василий Заблоцкий менее оптимистичен в своих оценках. "Финансовое положение российских корпоративных заемщиков действительно улучшилось, однако, поскольку глубина кризиса в России была в целом больше, чем в Штатах, ликвидность, которой располагает реальный сектор, едва ли можно назвать избыточной",-- полагает он.

Впрочем, на выходе из кризиса активность на рынке слияний и поглощений тех компаний, у которых ликвидность в избытке, постепенно набирает обороты, указывает начальник управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Никита Патрахин. Однако большинство российских игроков распоряжаются ею все же иначе, чем на Западе, отмечают эксперты. Основные причины -- структура собственности российских компаний и политический аспект. "Крупные корпорации в России не являются в полной мере публичными, они принадлежат либо нескольким собственникам, либо государству, тогда как выплата дивидендов -- инструмент, применяемый преимущественно в публичных компаниях,-- отмечает господин Ретюнский.-- С другой стороны, вопрос о слияниях и поглощениях для крупнейших компаний прежде всего политический, он требует согласования на высшем уровне, что снижает M&A-активность в реальном секторе". В таких условиях избыточную ликвидность российские корпорации направляют преимущественно на погашение задолженности перед банками, отмечают участники рынка.

Евгений Хвостик, Дарья Юрищева

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное