Новости

Авторынок перешел на пониженные обороты. Рост продаж машин замедлился

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России за январь--апрель 2011 года. За этот период они выросли на 64% до 754 тыс. машин, но за апрель -- всего на 42%, до 235,7 тыс. Самым продаваемым брендом стала российская Lada, из иномарок наиболее популярны были Chevrolet, Renault и Kia. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас отметил, что рост авторынка продолжается "в несколько замедленном темпе в сравнении с первым кварталом" (тогда он вырос на 77%). Впрочем, высокие темпы роста в первом квартале во многом объяснялись эффектом низкой базы, уточнил господин Томас. Поэтому важнее сам факт роста рынка, а "прямые годовые сравнения обманчивы".

В целом, прогнозирует АЕБ, в 2011 году рынок вырастет до 2,35 млн машин, то есть на 23%. Прежний прогноз АЕБ был более консервативен (рост на 17%), но ассоциация уже не раз пересматривала свои прогнозы по российскому рынку в сторону повышения. В любом случае, даже если сбудется более оптимистичный прогноз АЕБ, в целом рост рынка замедлится в сравнении с прошлым годом, когда он был на уровне 30%.

Вопреки последствиям мартовских природных катастроф в Японии, лучше всего растут японские бренды: Nissan, Toyota, Suzuki, Mitsubishi и Mazda. У всех динамика прироста выше рыночной, причем у большинства (кроме Suzuki) за четыре месяца она превышает 100%. Отчасти это объясняется эффектом низкой базы (японские бренды падали в кризис сильнее остальных), и насколько стабилен рост, пока неясно.

Самая слабая динамика прироста продаж в апреле -- у российских брендов. Хуже всего она у Lada -- не более 3%, то есть минимум с начала возобновления роста рынка весной прошлого года. При этом в апреле у АвтоВАЗа упали продажи сразу трех семейств -- Samara, "классика" и Priora, такого не было ни разу с момента возобновления роста рынка. Почему продажи этих моделей падают на растущем рынке, на АвтоВАЗе уточнить не смогли. При этом все российские автозаводы в той или иной степени приблизились к докризисному уровню продаж (50 тыс. машин в месяц у АвтоВАЗа, порядка 5 тыс. у УАЗа и 7-8 тыс. у ГАЗа), но никто не обновлял модельный ряд.

Также относительно слабый прирост в апреле показали американские Chevrolet и Ford (значительная доля продаж Chevrolet приходится на российский внедорожник Chevy-Niva), а также итальянский Fiat, который недавно объявил о разрыве партнерства с ОАО "Соллерс" (компания пока остается дистрибутором марки в России).

Самыми продаваемыми автомобилями по итогам января--апреля стали модели Lada, а также Renault Logan, Ford Focus и Hyundai Solaris. Если две первые модели уже не первый год входят в число наиболее популярных в России иномарок, то Solaris вошла в тройку несмотря на то, что ее продажи начались только в 2011 году.

Дмитрий Беликов

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное