До сих пор обезличенные металлические счета (ОМС) оставались фактически единственным средством накопления личных сбережений в золоте или серебре, не облагаемых налогом. Совершая любые операции со слитками, банки обязаны удерживать НДС в размере 18%. Этот налог не берется при сделках с инвестиционными монетами, но разница между продажной и покупной ценой редко снижается ниже 15—20%.
Золотые мытари
В опубликованных на официальном сайте налогового ведомства разъяснениях указывается, что доходы, полученные от увеличения стоимости драгоценного металла на мировом рынке, выплачиваемые по договору банковского вклада в нем, подлежат налогообложению в полном объеме. При этом Федеральная налоговая служба не поясняет, по каким ставкам (обычной 13% или 35-процентной, установленной для получения дохода по вкладам) нужно платить налог и как считать базу для его расчета.
Отсутствие прямой нормы, по мнению юристов, дает налогоплательщику право воспользоваться любым экономически обоснованным методом. Например, методом средней себестоимости, ФИФО (из цены первой продажи вычитается цена первой покупки), ЛИФО (первая продажа по цене последней покупки) или пр.
За все отвечает вкладчик
Вряд ли подобные расчеты, а также возможные конфликты с налоговым ведомством посильны простым вкладчикам. Кредитные организации, работающие с ОМС, сами уклоняются от решения вопроса уплаты налогов: «Мы как банк, активно работающий на рынке ОМС, предупреждаем своих клиентов о том, что не выступаем налоговым агентом, — пояснили в пресс-службе ВТБ24. — А потому владельцам таких счетов необходимо самостоятельно предоставлять соответствующие декларации и платить налог с доходов физических лиц».
Несмотря на это, финансисты уверены в перспективах рынка ОМС, поскольку котировки драгметаллов в среднесрочной и долгосрочной перспективе демонстрируют уверенный рост, что сказывается на привлекательности металлических счетов.
В то же время вице-президент ВТБ24 Михаил Иоффе не скрывает как положительных, так и отрицательных сторон обезличенных счетов: «При покупке физического золота или серебра в слитках нужно платить налог на добавленную стоимость, а затем следить за сохранностью слитка либо тратить деньги на аренду банковского сейфа. Либо собственные нервы в случае, если слиток хранится дома, а значит, подвержен риску хищения. Обезличенные металлические счета лишены всех этих минусов. Но средства, номинированные в драгоценных металлах на обезличенных счетах, не входят в программу защиты Агентства по страхованию вкладов», — признает он.
Кроме отсутствия государственных гарантий и опасности получения претензий налоговиков, есть и другие риски, которые грозят владельцу ОМС. Например, комиссии по операциям и сами цены купли/продажи, которые вправе произвольно устанавливать кредитная организация. Клиент не может пойти в другой банк и, как в ситуации со слитком, сдать обезличенный золотой или иной металл по приемлемой цене. Или вывезти его за границу. Желая закрыть счет, он вынужден будет соглашаться с условиями, которые диктует обслуживающий его банк. И не исключено, что завтра то же золото будет продаваться по цене в две тысячи долларов за унцию, а покупаться — за одну.
Официальной статистики по ОМС Банком России не публикуется
Крупнейшим оператором этого рынка считает Сбербанк России, согласно балансу которого на 1 мая остатки по счетам клиентов в драгоценных металлах превысили 86,6 млрд рублей (примерно 63 тонны в золотом эквиваленте). Оборот за прошлый год достиг 15,2 млрд рублей. Остатки на ОМС в ВТБ24 составляют 2,1 млрд рублей, в Банке Москвы — 1,9 млрд.
В некоторых кредитных организациях отмечают не только рост количества номинированных в золоте или серебре счетов, но и активный интерес клиентов к другим металлам. Например, только за три месяц этого года в ВТБ24 число счетов в палладии увеличилось более чем в 11 раз, а его совокупная масса — почти в 20.
Павел НЕТУПСКИЙ




SIA.RU: Главное