Интервью Председателя Правления БАНКА УРАЛСИБ Ильдара Муслимова журналу "Эксперт"- Весной 2011 года была одобрена стратегия развития банковского сектора до 2015 года. Как вы оцениваете этот документ? Насколько он полезен для банков и в чем его ключевые плюсы?
- Несомненный плюс в том, что правительство значительно расширило горизонт планирования. Нынешняя стратегия рассчитана на пятилетку вместо трех лет, как это было прежде в подобных документах (2001-2004 и 2005-2008 гг.). На мой взгляд, даны реалистичные целевые ориентиры в виде соотношений ключевых показателей банковского сектора с ВВП.
Среди существенных аспектов стратегии – расширение круга лиц, на которые распространяется система страхования вкладов, в частности, за счет индивидуальных предпринимателей. Несомненным шагом вперед стало определение сроков внедрения регулятивных стандартов "Базель II" (не ранее 2014 г.) и "Базель III" (не ранее 2019 г.).
- В чем, на Ваш взгляд, минусы документа?
- Сформулированная цель банковской системы – перейти от экстенсивного к интенсивному этапу развития – несколько преждевременна. Рациональным представляется симбиоз интенсивного и экстенсивного путей развития, поскольку необходим своего рода переходный период для большего проникновения банковских услуг на всей территории РФ. Для сравнения, в 2010 г. на каждого жителя РФ приходилось около 8 тыс. долл. банковских активов. В странах Центральной и Восточной Европы этот показатель как минимум вдвое выше, а с западноевропейскими странами разница десятикратная.
Кроме того, со стороны государства ожидали особый акцент на меры по содействию развития рыночных механизмов конкуренции в сфере банковского бизнеса. Российскому банковскому рынку присуща очень высокая концентрация – пятерку крупнейших игроков формируют кредитные организации с государственным участием, на которые приходится около 48 процентов совокупных банковских активов.
И главное. К сожалению, Стратегия по-прежнему не содержит конкретных мер по стимулированию роста долгосрочной внутренней ресурсной базы и повышению доступности кредитных ресурсов.
- Развитие каких инструментов позволило бы, на Ваш взгляд, в первую очередь решить проблему с долгосрочным фондированием банков?
Значимым источником роста долгосрочной пассивной базы может быть стимулирование долгосрочных вкладов населения. Сейчас, по данным АСВ, только 8 процентов вкладов приходится на долгосрочные депозиты. Для повышения привлекательности вкладов сроком свыше трех лет государство (в лице АСВ) готово предложить гражданам более серьезные гарантии возврата средств – повышение страхового возмещения до 2-3 млн. рублей. Но эти меры хоть и решают вопрос с увеличением сроков привлечения средств, но оставляют открытым вопрос с отзывностью и, следовательно, со стабильностью таких пассивов.
На мой взгляд, эффективным инструментом мог бы стать также механизм рефинансирования банков под залог кредитного портфеля (нерыночных активов). Этот инструмент Банк России запустил еще в период кризиса, однако он так и не стал массовым продуктом. Процедура получения рефинансирования значительно растянута во времени, так что об оперативном предоставлении средств речи не идет. Да и сам регулятор в условиях кризиса не был уверен в том, что заложенные кредиты в короткие сроки не станут проблемными. Если механизм удастся запустить, он, безусловно, сможет стать значимым источником длинных денег.
- В кризис многие банки пересмотрели прежнюю политику в отношении регионального развития в пользу оптимизации сети подразделений. Какие изменения в этом направлении наметились в БАНКЕ УРАЛСИБ?
- В настоящее время мы меняем структуру управления сетью подразделений. Если до кризиса у нас была сеть офисов, каждый из которых отвечал за широкий спектр направлений бизнеса, то теперь мы двигаемся в сторону специализации каждого подразделения. Например, только на обслуживании физлиц и малого бизнеса, либо только на работу с корпоративными клиентами. И в целом от централизованного управления всем бизнесом мы постепенно переходим к дивизиональному управлению отдельными направлениями.
- Можете выделить наиболее перспективные, c вашей точки зрения, направления будущего развития банковского рынка.
- В ближайшие два-три года банки будут стремиться увеличить долю кредитов малому бизнесу и населению как наиболее перспективной и быстрорастущей клиентуре, заинтересованной в новых продуктовых предложениях. По нашим оценкам, темпы роста рынка кредитования малого бизнеса в 2011-2012 гг. могут составить 20-30процентов. При этом сегмент средних корпоративных клиентов также выглядит достаточно стабильным и привлекательным.
Помимо наращивания кредитных портфелей в условиях общерыночного тренда снижения процентной маржи для поддержания уровня стабильного дохода банки будут активно развивать продукты, предоставляемые на комиссионной основе (продажи небанковских финансовых продуктов, дистанционное банковское обслуживание, пластиковые карты, кобрендинг).
- Каков Ваш прогноз по темпам роста ключевых показателей банковского сектора (активы, кредиты ЮЛ, кредиты ФЛ) до конца 2011 года и в 2012-2013 годах?
- На этом горизонте не стоит ждать возвращения к докризисным (порядка 40 процентов годовых) темпам роста. В этом году, по нашим оценкам, совокупные активы банковского сектора могут вырасти на 15-18 процентов. Кредиты физлицам продолжат расти чуть более высокими темпами (18-22 процента) по сравнению с кредитами юрлицам (15-17 процентов). Это связано с тем, что потребительский спрос восстанавливается быстрее инвестиционного.
Если сохранится благоприятная макроэкономическая ситуация, то начиная с 2013 года можно ожидать ускорения темпов роста активов до 20-25 процентов в год. В результате повышения деловой активности и, соответственно, объема инвестиций рост кредитов юридическим лицам вполне способен превысить 20 процентов в год. Объем кредитов физическим лицам под влиянием постепенного насыщения рынка потребительского кредитования и с учетом темпов роста благосостояния населения, скорее всего, будет расти умеренными темпами – 15-18 процентов в год.
Источник: Пресс-служба




SIA.RU: Главное