Главной темой заседания стал вопрос, как сделать ЕГЭ более честным и прозрачным.
Единственным выходом члены президентской комиссии посчитали лишение Минобрнауки и Рособрнадзора контроля над системой сдачи ЕГЭ. По данным "Ъ", на заседании это предложение активно поддерживал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. "Экзамены необходимо отделить от образовательной системы, чтобы не было соблазна получше оценить самих себя,-- заявила Ъ член комиссии Общественной палаты РФ по образованию Любовь Духанина.-- Особенно это касается региональных департаментов министерства". Сейчас на пунктах сдачи ЕГЭ работают в основном учителя, к которым привозят детей из других школ. Кто будет принимать экзамены вместо них, пока неясно. На заседании прозвучало предложение о создании целой сети аттестационных агентств, которые займутся проверкой знаний на некоммерческой основе. "Не обязательно, чтобы они занимались только ЕГЭ,-- считает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.-- Они могут отслеживать и другие направления -- от аккредитации выпуска бакалавров до, скажем, проверки качества эксплуатации судов. Главное, чтобы они были организационно независимы от деятельности министерства, которое оценивают". Присутствовавшие на совещании представители Минобрнауки и Рособрнадзора возражать не стали.
Также на заседании обсуждались и другие реформы ЕГЭ, которые ожидают школьников уже через несколько лет. Самая радикальная мера -- разделение экзамена на два уровня сложности. "Кроме обычного ЕГЭ будет и продвинутый. В нем не будет тестовой части -- только полноценная письменная работа,-- рассказал господин Кузьминов.-- В свою очередь, вузы решат, какого уровня абитуриенты им нужны".
Чтобы избежать возможности покупки высоких баллов по ЕГЭ, члены комиссии предложили вернуться к существовавшей в СССР практике и начать учитывать средний балл аттестата за последние пять классов школы. Пока неясно, будет это касаться всего аттестата или же отдельных предметов. "Мы отсекаем те явно нереальные ситуации, когда школьный троечник оказывается владельцем 90 баллов, -- заявил ректор ВШЭ. - Кроме того, это будет противостоять тенденции ухода в экстернат, когда старшеклассники фактически бросают школу и занимаются с репетиторами. Мы покажем важность полноценного образования".
Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий предложил учитывать еще и так называемое портфолио школьника при поступлении в вуз. "ЕГЭ не может быть окончательным паспортом ученика,-- заявил он на заседании.-- Если выпускник, нервничая, написал математику на 80 баллов, а в портфолио указано, что он несколько лет побеждал на математических олимпиадах, ему можно добавить еще 10 баллов". По его мнению, вполне реально перевести внешкольные успехи в баллы ЕГЭ.
Впрочем, некоторые изменения в процедуру ЕГЭ призваны облегчить жизнь школьникам. Скорее всего, уже в следующем году будет отменена норма, позволяющая снизить оценку при перепроверке работ. Ученик сможет подать на апелляцию без боязни, что итоговая оценка станет ниже. А региональные апелляционные комиссии заменит одна -- федерального уровня.
Единственным выходом члены президентской комиссии посчитали лишение Минобрнауки и Рособрнадзора контроля над системой сдачи ЕГЭ. По данным "Ъ", на заседании это предложение активно поддерживал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. "Экзамены необходимо отделить от образовательной системы, чтобы не было соблазна получше оценить самих себя,-- заявила Ъ член комиссии Общественной палаты РФ по образованию Любовь Духанина.-- Особенно это касается региональных департаментов министерства". Сейчас на пунктах сдачи ЕГЭ работают в основном учителя, к которым привозят детей из других школ. Кто будет принимать экзамены вместо них, пока неясно. На заседании прозвучало предложение о создании целой сети аттестационных агентств, которые займутся проверкой знаний на некоммерческой основе. "Не обязательно, чтобы они занимались только ЕГЭ,-- считает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.-- Они могут отслеживать и другие направления -- от аккредитации выпуска бакалавров до, скажем, проверки качества эксплуатации судов. Главное, чтобы они были организационно независимы от деятельности министерства, которое оценивают". Присутствовавшие на совещании представители Минобрнауки и Рособрнадзора возражать не стали.
Также на заседании обсуждались и другие реформы ЕГЭ, которые ожидают школьников уже через несколько лет. Самая радикальная мера -- разделение экзамена на два уровня сложности. "Кроме обычного ЕГЭ будет и продвинутый. В нем не будет тестовой части -- только полноценная письменная работа,-- рассказал господин Кузьминов.-- В свою очередь, вузы решат, какого уровня абитуриенты им нужны".
Чтобы избежать возможности покупки высоких баллов по ЕГЭ, члены комиссии предложили вернуться к существовавшей в СССР практике и начать учитывать средний балл аттестата за последние пять классов школы. Пока неясно, будет это касаться всего аттестата или же отдельных предметов. "Мы отсекаем те явно нереальные ситуации, когда школьный троечник оказывается владельцем 90 баллов, -- заявил ректор ВШЭ. - Кроме того, это будет противостоять тенденции ухода в экстернат, когда старшеклассники фактически бросают школу и занимаются с репетиторами. Мы покажем важность полноценного образования".
Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий предложил учитывать еще и так называемое портфолио школьника при поступлении в вуз. "ЕГЭ не может быть окончательным паспортом ученика,-- заявил он на заседании.-- Если выпускник, нервничая, написал математику на 80 баллов, а в портфолио указано, что он несколько лет побеждал на математических олимпиадах, ему можно добавить еще 10 баллов". По его мнению, вполне реально перевести внешкольные успехи в баллы ЕГЭ.
Впрочем, некоторые изменения в процедуру ЕГЭ призваны облегчить жизнь школьникам. Скорее всего, уже в следующем году будет отменена норма, позволяющая снизить оценку при перепроверке работ. Ученик сможет подать на апелляцию без боязни, что итоговая оценка станет ниже. А региональные апелляционные комиссии заменит одна -- федерального уровня.




SIA.RU: Главное