В конце июня Госдума приняла закон "О национальной платежной системе", который устанавливает правила на рынке денежных переводов. Некоторые из новых требований к участникам рынка, отмечают эксперты, явно не в пользу электронных платежных систем -- таких как, например, PayPal и Яндекс.Деньги, производящих так называемые электронные расчеты по сетям передачи данных (в основном через Интернет). Так, теперь организация, не являющаяся кредитной и намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна, кроме прочего, обладать чистыми активами в размере 10 млн руб.
Мы поинтересовались у экспертов и представителей основных платежных систем в Иркутске, действительно ли новый закон подавляет конкуренцию между банками и электронными платежными системами и как он отразится на стоимости услуг для конечных пользователей.
Михаил Шевцов, заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка России:
Новый закон о Национальной платежной системе официально определил понятие электронных денег, что открывает целый ряд новых возможностей для развития электронной коммерции.
Совмещение нового средства платежа -- электронных денег с таким доступным устройством, как, например, мобильный телефон, предоставят потребителям новые сервисы, которые будут на порядок быстрее и эффективнее сегодняшних традиционных платежных систем. Это касается как плательщиков, так и получателей.
Все преимущества современных технологий по оплате традиционных и микроплатежей в нужное время в нужном месте, уже широко известные в развитых странах, могут значительно изменить традиционные рынки, предоставив всем участникам платежной системы экономию самого ценного ресурса -- времени.
На мой взгляд, это не только не подавляет, а наоборот, обостряет конкуренцию между обычными банковскими и электронными платежными системами: системы будут конкурировать на уровне удобства технологии для клиента, а не просто на основании цены и количества точек доступа.
С одной стороны, банковские организации, развивая новую для себя сферу электронных денег, могут сэкономить на транзакционных издержках по обработке наличных денежных средств, развивая и традиционные банковские терминалы, и внедряя новое оборудование и технологии для платежей. С другой -- альтернативные участники рынка (операторы мобильной связи, компании электронных интернет-платежей и др.) получают возможность развивать свои компетенции на понятных и прозрачных условиях.
Думаю, необходимость проведения расчетов через банковские организации -- мера правильная: она создает равные возможности для участников рынка, повышает защиту интересов плательщиков и получателей, задает единые правила игры в данной отрасли.
А объединение и партнерство кредитных организаций и электронных платежных систем -- это только вопрос времени. Вряд ли от этого традиционным банковским учреждениям, в том числе крупным, удастся без особых усилий в улучшении сервиса сохранить статус-кво.
Кроме того, новые подходы к созданию НПС позволят снизить зависимость от традиционных для России транзакций на основе международных платежных систем (VISA и MasterCard), предложив альтернативы в виде российских федеральных платежных систем. Это, безусловно, заставит пересмотреть тарифы всех участников рынка.
Таким образом, от грамотного использования закона и развития конкуренции выиграет, в конечном счете, потребитель.
Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":
В России рынок мобильных платежей составляет порядка 20 млрд руб, темпы роста этого сектора равны приблизительно 100% в год. Услуга сейчас уже представлена всеми крупными операторами РФ. Поскольку рынок платежных систем растет очень быстро, введение закона принципиального влияние на его динамику не окажет. С другой стороны, дополнительные выгоды в среднесрочной перспективе получит бюджет, у государства появится больше возможностей влиять административно-налоговыми методами на отдельные факторы инфляции и рисков в экономике.
Безусловно, закон подавляет конкуренцию между обычными банковскими и электронными платежными системами на данном сегменте рынка в принципе -- за счет получения крупными игроками возможности доступа на него.
Но, возможно, за счет вытеснения крупными игроками менее эффективных небольших операторов произойдет определенное снижение цен. При этом государственным структурам придется усилить контроль на рынке, чтобы сдерживать тенденции, характерные для отраслей с высокой монополизацией.
С другой стороны, вновь принятый закон уже не позволит нормально работать конкуренции и снижать стоимость услуг, как прежде. В последнее десятилетие большое количество операторов уже привело к снижению цен на этом рынке и значимому сокращению рентабельности игроков. При росте конкуренции и снижении выручки операторы, стремясь избежать поглощения другими, более прибыльными структурами, были вынуждены снижать цены. Сейчас такой необходимости нет.
Олег Никифоров, юрист платежной системы "Уплати+":
Изменения в законодательстве -- это всегда проблемы для участников рынка. В первую очередь -- организационные и юридические. Как результат -- возможно, и денежные. Статус нашей компании, безусловно, изменится. Нам придется стать кредитной организацией, как следствие -- изменится формат сотрудничества с партнерами, отношения с клиентами. Но мы к этому готовы. Тем более, что закон предполагает переходный период 15 месяцев. Этого срока, надеемся, будет достаточно, чтобы все успеть.
Что касается владельцев электронных кошельков, их ждут изменения только в том случае, если они превысят на счете лимит в 15 тыс руб. Тогда владельцу счета придется пройти идентификацию. Но имейте ввиду, что для большинства тех, кто платит электронными деньгами, сумма в 15 тыс руб -- очень крупная.
А вот для крупных игроков платежного рынка сильно ничего не поменяется. У большинства операторов уже есть или собственные, или аффилированные кредитные организации: к примеру, у WebMoney -- НКО "Сетевая расчетная палата", у Qiwi -- несколько банков. Они просто немного обновят систему учета, на сути организационных процессов это не скажется.
На конечных потребителях изменения, думаю, сильно не отразятся. Можно лишь прогнозировать небольшой рост комиссий, вызванный организационными расходами операторов.
Тревожит только то, что новый закон закрывает новичкам вход на рынок платежных технологий. Теперь для старта на этом рынке потребуется не менее 18 млн руб -- такова минимальная сумма уставного капитала для банка. Как альтернатива -- можно влиться в действующую кредитную организацию. Но это уже не самостоятельный старт.




SIA.RU: Главное