Росфинмониторинг согласовал послабления в закон "О противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем", рассказал начальник управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Виталий Чернов на банковском форуме в Сочи. "Мы учли в проекте поправок к закону 115-ФЗ пожелания участников банковского рынка по дифференциации ст. 6 этого закона по сделкам",-- сообщил он. За этой малозначительной на первый взгляд формулировкой кроется одно из важнейших для банков послаблений антиотмывочного законодательства. Речь -- о поправках, освобождающих банки от предоставления в Росфинмониторинг информации по сделкам с недвижимостью, драгметаллами и лизинговым сделкам, пояснил "Ъ" впоследствии господин Чернов. Именно эта обязанность стала наиболее обременительной для банков в последнее время, спровоцировав масштабный рост штрафных санкций к банкам и сотрудникам, отвечающим за борьбу с отмыванием, и отток квалифицированных кадров в этой сфере.
Дело в том, что исполнить в срок обязанность информировать Росфинмониторинг о таких сделках банки в большинстве случаев попросту не могут, поскольку полностью зависят от оперативности как клиентов, так и регистрирующих органов. "С учетом того, что банки в силу объективных причин получают информацию о подобных сделках с опозданием, а значит, все время нарушают сроки уведомлений, отмена этого требования уже давно назрела,-- отмечает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.-- Мы постоянно указывали в примечаниях к отправляемым сообщениям, что получили эту информацию такого-то числа, но примечания никто не читает, и потом мы получаем новые запросы и вынуждены писать новые ответы с объяснениями, это очень затратно". При этом с нового года за опоздание даже не по своей вине им благодаря вступившим в силу поправкам к КоАП положен штраф со стороны ЦБ, причем не штрафовать банки ЦБ не может. Проблему усугубляет то, что штраф по КоАП накладывается не только на банк как на юрлицо, но и на ответственного сотрудника, который не только несет финансовые потери, но и рискует быть дисквалифицированным за технические нарушения, которых он даже не совершал. Как ранее сообщал "Ъ", такое ужесточение ответственности уже привело к росту штрафной нагрузки на банки и оттоку квалифицированных кадров.
Впрочем, на столь значимую для банков уступку Росфинмониторинг пошел не просто так. "Вместе с послаблениями в ст. 6 по сделкам мы предлагаем изменить ст. 7 в части усовершенствования порядка, по которому банки отвечают на наши запросы",-- сообщил господин Чернов, не сообщив дальнейших подробностей. По сведениям "Ъ" от источников, знакомых с ситуацией, инициатива Росфинмониторинга состоит в попытке существенного расширения круга информации, которую это ведомство может запрашивать у банков.
"Проблема заключалась в том, что Росфинмониторинг запрашивал более широкий круг данных, чем позволяет закон. По закону банк имеет право по запросу дать информацию, относящуюся или к подозрительным операциям, или к операциям, подлежащим обязательному контролю. Однако Росфинмониторинг мог, например, запросить выписку по всем операциям клиента за 2008-2009 год и получить от банка отказ, так как по закону о банках кредитная организация не имеет право раскрывать всю информацию об операциях клиента",-- уточняет начальник департамента финансового мониторинга банка из топ-20.
Таким образом, за сокращение штрафных санкций банки заплатят увеличением бумажной работы.
Ужесточения, которые хочет ввести Росфинмониторинг в дополнение сокращения требований по ст. 6, участники рынка сочли менее критичными, чем отмена требований по сделкам с недвижимостью. Хотя подобные запросы банки, по их словам, получают "с завидной регулярностью", в целом, по словам участников рынка, крупные банки порой получают до десяти запросов от Росфинмониторинга в течение месяца, а срок ответа на каждый из них -- не более пяти дней.
Светлана Дементьева, Юлия Локшина
Дело в том, что исполнить в срок обязанность информировать Росфинмониторинг о таких сделках банки в большинстве случаев попросту не могут, поскольку полностью зависят от оперативности как клиентов, так и регистрирующих органов. "С учетом того, что банки в силу объективных причин получают информацию о подобных сделках с опозданием, а значит, все время нарушают сроки уведомлений, отмена этого требования уже давно назрела,-- отмечает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.-- Мы постоянно указывали в примечаниях к отправляемым сообщениям, что получили эту информацию такого-то числа, но примечания никто не читает, и потом мы получаем новые запросы и вынуждены писать новые ответы с объяснениями, это очень затратно". При этом с нового года за опоздание даже не по своей вине им благодаря вступившим в силу поправкам к КоАП положен штраф со стороны ЦБ, причем не штрафовать банки ЦБ не может. Проблему усугубляет то, что штраф по КоАП накладывается не только на банк как на юрлицо, но и на ответственного сотрудника, который не только несет финансовые потери, но и рискует быть дисквалифицированным за технические нарушения, которых он даже не совершал. Как ранее сообщал "Ъ", такое ужесточение ответственности уже привело к росту штрафной нагрузки на банки и оттоку квалифицированных кадров.
Впрочем, на столь значимую для банков уступку Росфинмониторинг пошел не просто так. "Вместе с послаблениями в ст. 6 по сделкам мы предлагаем изменить ст. 7 в части усовершенствования порядка, по которому банки отвечают на наши запросы",-- сообщил господин Чернов, не сообщив дальнейших подробностей. По сведениям "Ъ" от источников, знакомых с ситуацией, инициатива Росфинмониторинга состоит в попытке существенного расширения круга информации, которую это ведомство может запрашивать у банков.
"Проблема заключалась в том, что Росфинмониторинг запрашивал более широкий круг данных, чем позволяет закон. По закону банк имеет право по запросу дать информацию, относящуюся или к подозрительным операциям, или к операциям, подлежащим обязательному контролю. Однако Росфинмониторинг мог, например, запросить выписку по всем операциям клиента за 2008-2009 год и получить от банка отказ, так как по закону о банках кредитная организация не имеет право раскрывать всю информацию об операциях клиента",-- уточняет начальник департамента финансового мониторинга банка из топ-20.
Таким образом, за сокращение штрафных санкций банки заплатят увеличением бумажной работы.
Ужесточения, которые хочет ввести Росфинмониторинг в дополнение сокращения требований по ст. 6, участники рынка сочли менее критичными, чем отмена требований по сделкам с недвижимостью. Хотя подобные запросы банки, по их словам, получают "с завидной регулярностью", в целом, по словам участников рынка, крупные банки порой получают до десяти запросов от Росфинмониторинга в течение месяца, а срок ответа на каждый из них -- не более пяти дней.
Светлана Дементьева, Юлия Локшина




SIA.RU: Главное