Новости

Модернизацию НПЗ поддержат добрым словом и обвинениями ФАС в умышленном неудовлетворении потребностей рынка

Премьер-министр Владимир Путин распоряжением от 6 октября 2011 года утвердил комплекс мер по госмониторингу модернизации НПЗ в соответствии с обязательствами нефтяных компаний, зафиксированными в соглашениях с правительством. В соответствии с документом Ростехнадзору, Минэнерго, Росстандарту, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минрегиону поручается до ноября 2011 года разработать проект постановления правительства о порядке госмониторинга модернизации с наделением контролирующих ведомств дополнительными полномочиями.

Ведомствам поручено к декабрю разработать и согласовать с компаниями процедуру внесения изменений в заключенные соглашения, а также административные регламенты ведомственного контроля за их исполнением. К декабрю 2011 года ведомствам также поручается разработать и внедрить информационную систему, автоматически собирающую и анализирующую информацию по модернизации, а также сформировать базу данных, содержащую информацию о технических характеристиках НПЗ и оборудовании, подлежащем модернизации. Вероятнее всего, внесение этого пункта в распоряжение правительства призвано придать импульс разработке системы "Нефтеконтроль", о необходимости создания которой на базе ЦДУ ТЭК не один год говорит Минэнерго.

Главной новостью документа стало отсутствие в нем поручения разработать поправки к КоАПу или иных формальных санкций за неисполнение компаниями условий заключенных с правительством соглашений по модернизации НПЗ. "В случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли",-- заявил премьер.

Проблема заключалась в том, что действующее в России законодательство прямых санкций за неисполнение компанией собственной инвестпрограммы, разумеется, не предусматривает. Однако руководители ФАС неоднократно заявляли, что полномочий ведомства вполне достаточно для того, чтобы угрозы премьера не были пустым звуком. Неисполнение условий соглашений будет квалифицироваться как технически и экономически не обоснованное снижение предложения на внутреннем рынке, результатом которого стал необоснованный рост цен",-- процитировал господин Голомолзин ст. 10 закона "О защите конкуренции".

В ФАС полагают, что при применении данной статьи юридических проблем не возникнет. Формально подобные санкции в отношении компаний, сорвавших сроки модернизации, возможны лишь в том случае, если это привело к росту цен. При этом у компаний, заморозивших расходы на модернизацию, в краткосрочной перспективе будет больше возможностей держать низкие цены на нефтепродукты. Иными словами, если ФАС действительно намерена изымать необоснованную прибыль у нарушителей условий соглашений, избежать избирательного применения и творческого толкования антимонопольного законодательства вряд ли будет возможно.

Александр Гудков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное