Труба Москвы
Вчера в Германии Дмитрий Медведев принял участие в церемонии открытия трубопровода Nord Stream из России в Германию по дну Балтийского моря. Тем самым он поставил точку в проекте, который с начала 2000-х продвигал его предшественник и преемник Владимир Путин. Заодно господин Медведев подвел черту под собственным президентством, которое с самого начала было плотно связано с газовой темой: в феврале 2008 года тогда еще только кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев выступил в качестве лоббиста проекта другого российского газопровода в Европу в обход транзитных стран -- South Stream ("Южный поток") -- в Сербии и Венгрии.
В своей речи президент РФ особенно выделил тот факт, что российский газ впервые будет поступать в ЕС напрямую. "Подводная трасса проходит через экономические зоны пяти стран Балтийского региона. Природный газ из России поможет обеспечить надежное энергоснабжение потребителей континента и сделает жизнь людей более комфортной",-- не переставал улыбаться Дмитрий Медведев. Подчеркнул он и то, что в основе "Северного потока" лежат сугубо экономические мотивы.
О прямых поставках президент упомянул не случайно, а вот насчет чистой экономики явно слукавил. Ведь одной из причин, побудивших Москву заняться проектами вроде Nord Stream и South Stream, стало нежелание транзитных стран Украины и Белоруссии уступать "Газпрому" контроль над своими газотранспортными системами.
Беда Украины
Запуск Nord Stream -- крайне неприятная новость для Украины, которая рискует лишиться части доходов от транзита российского газа в Европу. В прошлом году украинская ГТС прокачала в Европу 95,4 млрд кубометров российского газа, то есть две трети экспорта "Газпрома" в дальнее зарубежье. На транзите этого объема "Нафтогаз" Украины заработал $1,3 млрд чистой прибыли (расчеты "Тройки Диалог"). Сами планы России строить Nord Stream и South Stream президент Украины Виктор Янукович называл "снарядами, которые рвутся все ближе".
Глава "Газпром экспорта" Александр Медведев вчера подчеркнул, что транзит сократится именно на украинском направлении. Прокачка газа через Белоруссию (порядка 30 млрд кубометров в год), согласившуюся отдать "Газпрому" контроль над своей ГТС, не пострадает.
Москву по-прежнему интересует украинская труба. И запуск Nord Stream наверняка станет одним из элементов давления на Киев в достижении "Газпромом" желаемой цели."После запуска первой нитки Nord Stream переговорные позиции Украины ослабли. А после того как запустим вторую -- ослабнут еще больше",-- заявил "Ъ" источник в окружении Дмитрия Медведева.
Потоки коротки
При этом для Европы исключение Украины как транзитной страны из схемы поставок газа скорее позитивная новость, говорящая о снижении транзитных рисков, отмечает Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ". Однако к быстрому потеплению газовых отношений Европы и России пуск газопровода все равно пока не привел. Вчера Гюнтер Эттингер, которого российская сторона воспринимает едва ли не как главного оппонента "Газпрома" в Европе, при всех реверансах в сторону Nord Stream подчеркнул: "Культурные противоречия России и ЕС по-прежнему сохраняются, а это означает, что Европа все равно будет искать способы снизить зависимость от поставок российского газа, в первую очередь за счет Азии".
Именно поэтому, поддерживая Nord Stream, ЕС негативно относится к South Stream, который пока находится на начальной стадии.
Параллельно "Газпром" продолжает конфликтовать с крупнейшими европейскими потребителями, в том числе и со своими партнерами по Nord Stream. Представители немецкого концерна E.ON Ruhrgas (15,5% Nord Stream), запустившего арбитражный спор с "Газпромом" из-за цен на газ, вчера вновь открыто призвали монополию снизить цены и пересмотреть формулу их расчета. Но "Газпром", как и раньше, уступать не намерен.
Но главное противоречие "Газпрома" и ЕС -- грядущее вступление в силу Третьего энергопакета, который разделяет бизнесы по добыче, транспортировке и сбыту газа. Если он заработает, отметил господин Медведев, это поставит под угрозу исполнение обязательств "Газпрома" по текущим контрактам.
То есть при всей торжественной риторике вчера стало очевидно, что, несмотря на количество газопроводов, связывающих ЕС с Россией, в Европе Москву так и не считают своей. Это на встрече с Дмитрием Медведевым дал понять президент Германии Кристиан Вульф. Высказав собеседнику протокольные любезности об успешно развивающихся двусторонних отношениях, он заявил, что российская модернизация "не может ограничиться только развитием экономики". Она, по словам германского президента, должна распространяться "на все общество и государство".




SIA.RU: Главное

