Решение S&P не было неожиданным, тем не менее до ночи пятницы (агентство приняло решение опубликовать свое решение после закрытия рынков в США, а не в ЕС) не было известно, готовы ли аналитики агентства ограничиться рейтинговым решением только по Франции, сохранявшей наивысший кредитный рейтинг ААА скорее по политическим мотивам, нежели в силу высочайшей надежности обслуживания госдолга,-- или пойдут дальше. Объявленное решение касается девяти стран еврозоны из пятнадцати, а на деле -- всех 17 стран еврозоны.
Только четыре страны из них, начиная с 13 января, сохранили наивысший из возможных рейтинг,-- это Германия, Нидерланды, Люксембург и Финляндия, и лишь одна экономика еврозоны имеет по этому рейтингу стабильный прогноз. Рейтинг Франции снижен до АА+, рейтинг Италии -- с А до BBB+, наивысшего рейтинга лишилась Австрия (сейчас АА+), рейтинг Испании снижен до А. Кроме Германии, лишь две страны еврозоны могут не беспокоиться о ближайшем будущем своего суверенного рейтинга -- Словакия (ее рейтинг снижен с А+ до А, но прогноз стабилен) и Греция с рейтингом ССС, который теперь сможет упасть только до уровней C/D-D, то есть -- до частичного или полного дефолта.
Общий смысл решения S&P: по состоянию на январь 2012 года долговой кризис оставил в еврозоне только одну надежную экономику -- немецкую, и только Германия может надеяться на относительную стабильность ситуации с госдолгом.
Решение S&P материализовало реальное, но долгое время отрицавшееся в ЕС положение вещей -- периферией еврозоны в том или ином смысле теперь становятся не только страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания), а вообще все ее участники кроме ФРГ. Понижение рейтинга Франции выбивает вторую подпорку под механизмами финансовой стабильности, которые европейские власти кропотливо создавали в течение двух лет. И S&P, и другие ведущие рейтинговые агентства неоднократно заявляли: кредитный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) прямо зависит от его ведущих гарантов -- шести стран еврозоны с максимальными кредитными оценками. Теперь таких стран стало четыре, при этом исчезла Франция, чьи гарантии обеспечивали более 20% от 440 млрд евро общего объема EFSF (самый большой взнос у Германии -- 27%).
Одна из двух проблем, создающихся решением S&P (при практически любом развитии событий решение агентства в силу удорожания займов стран вызовет пересмотр рейтингов их коллегами),-- это именно рейтинг EFSF. Фонд, пользуясь рейтингом ААА, направляет займы, полученные на открытых рынках Греции, Ирландии и Португалии в виде финансовой помощи. В частности, на этой неделе фонд планировал разместить шестимесячные облигации на 1,5 млрд евро. Удорожание займов EFSF создаст исключительную угрозу финансовому положению Греции и Португалии.
Вторая проблема -- потеря Францией символического "равенства" в вопросах еврозоны и ЕС с Германией, и политический эффект может быть в данном случае даже более существенен, чем финансовый. Последние полгода Германия и Франция фактически взяли бразды правления еврозоной в свои руки, самостоятельно подготавливая и проталкивая проекты спасения евро через общеевропейские политические институты.
S&P в качестве основной причины снижения рейтингов назвал неудовлетворительные итоги саммита 9 декабря. По мнению агентства, предложенные европейскими политиками меры "не предоставят значительных ресурсов или операционной гибкости для поддержки европейских рисковых операций и тех европейских суверенных заемщиков, которые оказались под давлением рынков". Кроме того, S&P раскритиковало саму суть политического соглашения. По его мнению, контроль за бюджетными дефицитами в данном случае лишь усугубит проблему евродолга, которую агентство видит в накопившихся в еврозоне дисбалансах,-- урезание госрасходов приведет к сокращению экономик стран ЕС, отношение госдолга к ВВП для проблемных стран еврозоны в результате такой политики может вырасти, как это уже произошло в Греции и Португалии.




SIA.RU: Главное