АНДРЕЙ АРЖАНУХИН, "Allianz РОСНО Управление активами"
Еще совсем недавно такие абстракции, как рейтинги S&P, Moody`s или Fitch, волновали лишь специалистов. В 2008 году вместе с новостями об ипотечном кризисе они ворвались в нашу жизнь и прочно в ней обосновались. Тогда многие обвинили рейтинговые агентства в том, что они вовремя не предупредили о надвигающейся опасности. Агентства сделали соответствующие выводы и замахнулись на самое "святое" -- суверенный рейтинг США, эталон надежности. Тогда даже мысль о понижении рейтинга ведущей экономики мира ударила по рынкам многих стран.
С этого момента рейтинговая "троица" стала все чаще появляться в СМИ, а частные инвесторы начали ощущать влияние рейтингов на стоимости собственных инвестиционных портфелей. Следующей жертвой "нападок" стала еврозона, во главе с Грецией и, конечно, не без основания. На этот раз агентством S&P были снижены суверенные рейтинги сразу девяти стран ЕС, в том числе Италии, Испании, Австрии и Франции. Причем две последние страны лишились максимального рейтинга ААА (теперь АА+).
Логичный вопрос: почему именно в последнее время эта тема стала настолько популярной и актуальной?
Для ответа на него стоит напомнить, в чем суть работы рейтинговых агентств. В основном результаты деятельности агентств необходимы для оценки кредитного качества того или иного эмитента. Проще говоря, они пытаются количественно измерить способность вернуть долг, при этом неважно, кто должник: государство или компания. На мнение рейтинговых агентств опираются не только профессиональные участники рынка, например пенсионные фонды или страховые компании, но и государства в своем законотворчестве, ограничивая возможности по размещению средств тех же самых пенсионных фондов эмитентами с рейтингом ниже определенного уровня.
Частные инвесторы тоже ощущают последствия изменения рейтингов или даже, как в случае с США, только прогноза на изменение. Рынки акций могут отреагировать на такую новость резким падением или, наоборот, ростом. Все зависит от того, насколько известие о грядущих изменениях является ожидаемым. Так, например, последнее снижение рейтинга стран еврозоны не вызвало особой реакции: европейские рынки снизились не более чем на 1%, а российский рынок и вовсе вырос к закрытию.
Скорее всего, эффекта разорвавшейся бомбы от изменения рейтинга уже не будет, так как самое страшное, что могло произойти, уже случилось. С пошатнувшимся статусом "тихой гавани" США мир попрощался с понятием "безрисковые активы". Теперь влияние рейтингов на экономику не носит глобального характера, что и было подтверждено в очередной раз.




SIA.RU: Главное