Новости

X5 готовит аттракцион. Ее "Карусели" отдадут треть площадей в аренду

Сейчас под управлением Х5 Retail Group находится 78 гипермаркетов "Карусель", все они разные по площади -- от 3,5 тыс. до 10 тыс. кв. м. Х5 решила перевести все объекты под единый формат -- 3,5-4,5 тыс. кв. м, сократив площади крупных магазинов, рассказал "Ъ" гендиректор Х5 Андрей Гусев. Освободившиеся в результате перестройки помещения будут сданы в аренду сторонним компаниям, добавил он.

Всего могут быть "урезаны" 32 гипермаркета: шесть из них занимают сейчас примерно по 10 тыс. кв. м, остальные -- 6-8 тыс. кв. м.

Под сокращение попадет и ассортимент: сейчас в гипермаркетах он составляет 20-40 тыс. позиций. Предполагается, что ассортимент во всех гипермаркетах теперь не превысит 20-25 тыс. наименований, причем за счет сокращения доли непродовольственных товаров -- с нынешних 20-30% до 10-15%.

"Гипермаркеты небольшого формата и с меньшим ассортиментом более эффективны с точки зрения выручки с 1 кв. м и маржинальности",-- объяснил "Ъ" источник в Х5.

Х5 развивает сеть гипермаркетов с 2008 года после покупки за $940 млн. 23 магазинов "Карусель" у основателя "Пятерочки" Андрея Рогачева. Но до сих пор компания лучше всего управляет дискаунтерами, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. В 2009 году Х5 даже рассматривала возможность продать непривычный для себя формат больших магазинов, рассказывали "Ъ" участники рынка: предложение, например, получал "Седьмой континент". Сейчас о продаже речи не идет, заверил Андрей Гусев.

По итогам 2011 года выручка сопоставимых гипермаркетов Х5 не выросла. В четвертом квартале и вовсе было падение продаж на 6%.

Слабые результаты привели фактически к приостановке развития формата: в 2011 году Х5 не открывала новых гипермаркетов. Но в ноябре Х5 усилила команду по развитию "Каруселей" -- директором сети был назначен бывший топ-менеджер чешской Kaufland и немецкой Rewe Group Ян Фукс.

Пока гипермаркеты Х5 имеют самый низкий в отрасли уровень продаж с 1 кв. м -- всего $6,4 тыс. Для сравнения, "Ашан" наторговывает $18 тыс., "О'кей" -- $11 тыс., гипермаркеты "Магнита" -- $7,4 тыс.. Урезав гипермаркеты, Х5 может повысить продажи на 10-12%, до примерно $7,2 тыс. с 1 кв. м, считает господин Кривошапко. Но чтобы не потерять рентабельность, которую Х5 имела на освобождающихся площадях, нужно получить арендную ставку не меньше $450 за 1 кв. м, рассуждает он. "Х5 нужно искать арендаторов на площади 1,2-3,5 тыс. кв. м, а такие большие площади так дорого не арендуются",-- сомневается эксперт. Аренда площадок до 200 кв. м может стоить $300-1500 за 1 кв. м в год в зависимости от региона, крупных площадей -- $100-300 за 1 кв. м, отмечает директор отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield Михаил Свердлов.

Кристина Бусько


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное