Новости

Российские компании верят в кризис и в собственную неэффективность

На открывшемся вчера форуме Сбербанка и "Тройки Диалог" компания Strategy Partners Group (SPG) провела закрытый семинар с руководителями компаний "Повестка дня CEO в условиях глобального кризиса и политического сезона в России", на котором представила данные опроса оценок около 2 тыс. владельцев и топ-менеджеров компаний РФ с продажами более $100 млн в год. SPG проводила исследование в декабре 2011--январе 2012 года совместно с "Деловой Россией".

При столь репрезентативной выборке опроса SPG крайне показательны ожидания компаниями второй волны кризиса: она считается "неминуемой" в ближайшие два-три года у 8% опрошенных, существенно вероятной -- у 74% при 19% оценивающих вероятность такого развития событий как низкую или близкую к нулю. Впрочем, предсказывают в той или иной степени позитивное влияние кризиса на сектора экономики 14% опрошенных (для своей компании оценка еще выше: 14% считают, что кризис отразится на ней позитивно, а 5% -- исключительно позитивно). В негативном влиянии на отрасли второй волны уверены 84% респондентов опроса SPG, на свои компании -- 72%. В то, что кризис будет сопровождаться существенным падением цен на сырьевой экспорт, отметим, респонденты опроса верят мало: 25% считают, что на добыче полезных ископаемых в РФ вторая волна скажется "исключительно негативно", 25% -- "скорее негативно" и 50% полагают воздействие кризиса "скорее позитивным". В той или иной мере в позитивное воздействие второй волны на сектор чаще верят представители ритейла (18% уверены в "исключительно позитивном" сценарии, 9% -- в "скорее позитивном") и аграрии (26% позитивных ожиданий). 90% финансистов ждут от второй волны негатива для своего бизнеса.

Часть опроса SPG, посвященная оценкам компаниями собственных преимуществ и приоритетов среднесрочных стратегий, новых трендов не выявила. Российские руководители, как это было характерно для опросов 2003-2007 годов, вновь полагают, что их внутренняя проблема -- необходимость для компании с высоким качеством продукции и услуг (37% считают это главным преимуществом, 23% считают им сильный бренд и наличие крупных постоянных заказчиков) повышать операционную эффективность и снижать издержки. Это обозначили приоритетом 46% опрошенных. 29% заявили о главном приоритете в сфере разработки новых продуктов, 18% -- валовой рост продаж и лишь 14% -- улучшение качества (42% говорят даже о своем "технологическом лидерстве"). Среди них 42% считают главным приоритетом новые продукты, 33% -- экспансию на внешние рынки и 33% -- рост операционной эффективности. О высоком качестве продукции чаще других говорят главы высокотехнологичных компаний, аграрии (50% опрошенных) и строители (47%). Опрос SPG позволяет говорить о завышенной самооценке компаний РФ -- внешние оценки производителей РФ как "неэффективных поставщиков качественного товара" крайне редки.

Рекомендации глав компаний к госструктурам по решению ключевых проблем традиционны: 26% опрошенных считают проблемами дефицит квалифицированных кадров, 23% -- коррупцию, 20% -- инфраструктуру. 

Опрос SPG продемонстрировал, что в среде крупного бизнеса антикоррупционные запросы и остро негативные оценки перспектив инвестиций в РФ как минимум столь же распространены, что и в среднем классе.

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное