Что делать, когда никто не виноват
На прошлой неделе генеральный директор одного из крупнейших американских ритейлеров Best Buy Брайан Данн неожиданно заявил о своей отставке. Многие аналитики отмечали, что ему следовало уйти раньше, так как операционная стратегия Best Buy уже не отвечает требованиям, которые предъявляет изменившаяся ситуация на рынке. Ранее Best Buy заявил о намерении закрыть 50 гипермаркетов в США, заменив их 100 менее крупными магазинами. Необходимость перемен в компании ясно демонстрируют ее финансовые результаты. В четвертом квартале Best Buy понес убыток в $1,7 млрд, а в предыдущие пять кварталов прибыль Best Buy неуклонно сокращалась. В аналогичной ситуации оказались и другие крупные американские компании. Например, в третьем квартале прошлого года прибыль Walmart, крупнейшего в мире ритейлера, сократилась на 2,9%. До этого компания также фиксировала падение прибыли в течение восьми кварталов подряд. Sears Holding, который оперирует брендами Sears, Sears Grand, Kmart и др., в ближайшее время планирует закрыть около 120 своих магазинов в США, Gap Inc.-- около 200.
Схожие проблемы, хоть и в меньшем масштабе, испытывают европейские ритейлеры.
Проблема падающих продаж встала перед американскими и европейскими гипермаркетами с началом рецессии. По данным исследовательской компании Reis, доля незанятых торговых площадей в торговых центрах составляет 11% -- самый высокий уровень с 1991 года. Владельцы площадей вынуждены сдавать их под колл-центры, клиники, церкви, образовательные и государственные учреждения, а также под проведение свадеб и других праздников.
В первую очередь это касается магазинов типа big box, которые характеризуются большой площадью (более 4 тыс. кв. м) и зачастую располагаются в отдельно стоящем одноэтажном здании. Это могут быть универсальные магазины (такие, как Walmart или Target) или специализированные (например, Best Buy, который специализируется на потребительской электронике и бытовой технике, или IKEA).
Пересмотр форматов
В настоящее время целый ряд факторов заставляет крупных ритейлеров менять форматы гипермаркета. Натали Берг из Planet Retail, которую цитирует Bloomberg, охарактеризовала этот процесс как "тектонический сдвиг". Замедление экономики из-за финансового кризиса привело к снижению прибыли ритейлеров, при том что уровень расходов остался на прежнем уровне или вырос. Потребители стали гораздо внимательнее относиться к своим расходам. Они все реже делают все необходимые покупки в одном гипермаркете, предпочитая для каждого товара выбрать самое выгодное предложение с помощью специальных интернет-сервисов, которые позволяют сравнить цены в разных магазинах.
Серьезной проблемой для гипермаркетов является рост популярности онлайн-магазинов. На онлайн-продажи приходится 8% всех розничных продаж в США -- при том что еще в 2000 году этот показатель составлял 2%. В этом случае гипермаркеты играют роль своеобразных шоу-румов, где потребитель может внимательно изучить и проверить заинтересовавший его товар. По данным исследовательской компании ClickIQ, около половины всех покупателей онлайн-магазинов перед заказом осматривают продукт в обычном магазине. Это открыто признают и сами ритейлеры. "Я думаю, что такие компании, как Amazon и eBay, прекрасно используют свои возможности, и мы должны быть в состоянии конкурировать с ними, а не только с Walmart, Target и т. д.",-- сказал председатель розничного конгломерата Sears Holding Эдди Ламперт в интервью CNBC.
В США ситуацию усугубляет и демографическая ситуация. Поколение "беби-бумеров" (родившихся в 1946-1964 годах) уже не живет вместе со своими повзрослевшими детьми, то есть родителям надо покупать меньше товаров. В свою очередь, их дети, уже создавшие собственные семьи, по-другому подходят к процессу покупки. Новое поколение родившихся с конца 70-х до начала 2000-х, которое в США уже получило название "поколение миллениума", предпочитает делать покупки через онлайн-магазины или же с помощью других цифровых сервисов.
Разные сферы розничной торговли в разной степени подвержены влиянию описанных негативных факторов. В первую очередь проблемы испытывают сети, специализирующиеся на продаже электроники или книг.
Иначе обстоят дела у магазинов, торгующих одеждой. Им приходится сталкиваться с конкуренцией не только со стороны онлайн-магазинов, но и со стороны крупных продуктовых супермаркетов, таких как Tesco или Asda (британское подразделение Walmart), которые расширяют ассортимент одежды или создают собственные бренды.
Продовольственный сектор меньше всего подвержен этой тенденции, однако и здесь наблюдается отток покупателей от гипермаркетов. Все больше потребителей предпочитают чаще посещать маленькие магазины неподалеку от дома, нежели один раз в неделю ездить в гипермаркет.
В поисках новой модели бизнеса
Пытаясь найти выход, ритейлеры в первую очередь делают ставку на сокращение площади и открытие большего количества своих магазинов в пределах городской черты под дочерним брендом. Для Walmart это Walmart Market и Walmart Express, площадь которых не превышает 3 тыс. кв. м. Target в прошлом году представил концепт магазинов CityTarget, площадь которых составляет 5-10 тыс. кв. м (площадь обычных магазинов Target превышает 11 тыс. кв. м). К 2016 году Best Buy планирует увеличить количество своих магазинов Best Buy Mobile (магазины небольшого формата) с 305 до 800, в результате чего средняя площадь магазинов Best Buy сократится на 20%. Gap Inc. сокращает площадь магазинов под принадлежащим ему брендом Old Navy примерно с 2 тыс. кв. м до менее чем 1 тыс. кв. м.
Еще один популярный способ справиться с падением прибылей -- это онлайн-коммерция. Walmart с мая прошлого года потратил $300 млн на приобретение технологических компаний (например, разработчиков приложений для iPhone) и нанял 200 человек для работы над своей веб-платформой.
У нас
По оценкам Cushman & Wakefield, которая анализировала торговлю в Центральной России в первом полугодии прошлого года, современные форматы продуктовых магазинов занимают около 75% рынка. Самым распространенным форматом являются супермаркеты -- на них пришлось около 28% товарооборота продуктовой розницы, доля дискаунтеров составила 24%, гипермаркетов -- 23%.
Доминирование на российском рынке мелких форматов во многом связано с историческими особенностями торговли в России.
После 2000-х годов ритейлеры стали уделять больше внимания развитию гипермаркетов. Раньше -- в 1993-м году -- появились только магазины петербургской сети "Лента". "О'кей" открыл первый гипермаркет в 2001 году, "Карусель" -- в 2005 году (с 2008 года входит в состав Х5 Retail Group), "Магнит" -- в 2007-м. После 2001 года на рынок выходят иностранные ритейлеры -- Metro Cash & Carry, Auchan и Real. "Пока концентрация гипермаркетов в России по отношению к плотности населения в пять-шесть раз ниже, чем в Европе",-- говорит представитель "О'кей" Артем Глущенко. Но у формата большие перспективы в России -- во многих крупных городах до сих пор нет полноценных гипермаркетов, отмечает он. Бурное развитие гипермаркетов сдерживается отсутствием приемлемых торговых площадей, мест, в которых магазины могут быть построены, отмечают игроки.
Между тем компании уже сталкиваются друг с другом в борьбе за покупателя. В "О'кей" замечают усиление конкуренции в некоторых городах. Эту проблему "О'кей" старается решить, расширяя линейку форматов за счет компактного магазина "у дома" с более демократичной ценовой политикой -- "О'кей-Экспресс".
Ни один из форматов современной торговли в России еще не достиг "потолка" в развитии, резюмируют опрошенные "Ъ" ритейлеры. Насыщение рынка гипермаркетами, в частности, произойдет не раньше чем через пять-семь лет -- до этого момента большие магазины не будут сталкиваться с проблемами, которые сейчас решают компании за рубежом.
Читайте в следующий понедельник "тенденции/раскрытие госкомпаний"




SIA.RU: Главное