Новости

POS по ветру. ВТБ 24 вслед за Сбербанком решил войти в самый доходный сегмент банковской розницы — POS-кредитование

ВТБ 24 вслед за Сбербанком решил войти в самый доходный сегмент банковской розницы — POS-кредитование. Банк планирует в конце этого года начать завоевание рынка, причем начать не со столицы, а с регионов. Основных игроков экспресс-кредитования планы госбанков не пугают: они уверены, что быстро занять существенную долю этого рынка новичкам не удастся.

ЮЛИЯ ПОГОРЕЛОВА

Впервые о выходе на новый рынок Сбербанк объявил в конце 2009 года. Предполагалось, что уже летом 2011-го лидер российской розницы займется POS-кредитованием (Point of Sale -- кредитование в точках продаж).

В апреле стало известно о том, что выйти в сегмент экспресс-кредитования намерен и ВТБ 24. В банке подтвердили, что этот вопрос прорабатывается, но окончательного решения пока не принято. Подробностей о предполагаемой стратегии развития в банке не раскрывают, известно лишь, что ВТБ 24 планирует заходить на рынок POS-кредитования через регионы -- банк интересуется городами с населением от 200 тыс. до 500 тыс. жителей.

Заинтересованность банков в этом сегменте вполне понятна. Средняя доходность кредитного портфеля основных игроков этого рынка составляет примерно 40-60% годовых, тогда как ставки по кредитам наличными в Сбербанке и ВТБ 24 не превышают 20% годовых. Однако рынок POS-кредитования, как заявляют его основные игроки, уже сформирован, и они не собираются сдавать его без боя. По данным компании Frank Research Group, лидирующие позиции на рынке кредитования в торговых точках занимают "Хоум Кредит", ОТП-банк, Альфа-банк, Русфинанс-банк и "Русский стандарт".

Основные участники рынка не высказывают никаких опасений по поводу планов двух крупнейших государственных банков потеснить их в сегменте POS-кредитования. По мнению банкиров, у госбанков, естественно, есть шансы завоевать долю рынка, но сделать это будет совсем не просто. Качество рынка POS-кредитования зависит прежде всего от розничных сетей, а не от банков. И он уже поделен между основными игроками, поэтому быстро добиться каких-то успехов не получится. Как уверяют участники рынка, здесь важен не столько классический опыт универсальных банков, сколько гибкий подход в отношениях с партнерами. Нужно активно реагировать на запросы торговых сетей и в зависимости от этого корректировать свои программы.

Ни Сбербанк, ни ВТБ 24 пока не раскрывают конкретных условий, на которых они готовы выдавать кредиты заемщикам и конкурировать с основными игроками. Участники рынка предполагают, что одним из способов борьбы за клиента будет демпинг со стороны новых игроков. "В основном все банки предлагают более или менее одинаковые условия. Время от времени проводятся различные промоакции, когда ставки по кредиту значительно снижаются, и только в это время можно почувствовать эластичность спроса. В ипотеке понижение ставки даже на 0,5-1% ощутимо для клиентов, в POS-кредитовании -- нет. Суммы кредита небольшие -- 10-20 тыс. руб., и клиенты не ориентируются на размер ставок, они смотрят на ежемесячные выплаты. И они все равно оформят кредит, несмотря на ставки",-- считает начальник управления потребительского кредитования банка "Ренессанс Кредит" Николай Тепляков.

Помимо снижения процентных ставок Сбербанк и ВТБ 24 могут использовать и другие средства в борьбе за клиента. По мнению директора по продажам программ POS-кредитования банка "Траст" Александра Кротова, "новым игрокам, чтобы войти на рынок, уже давно необходимы не только деньги, но и технологии". "Не думаю, что единственная политика входа на рынок для Сбербанка и ВТБ будет связана с демпингом. На первом этапе им необходимо создать технологии, которые должны быть не хуже, чем у основных игроков на рынке",-- считает Александр Кротов.

Посткризисный 2010-й стал годом бума потребительского кредитования вообще и в частности кредитования в точках продаж. Тогда рынок вырос более чем на 50%. Рынок POS-кредитов в 2011 году замедлил рост по сравнению с 2010-м. В прошлом году рост составил всего 17%. В 2012 году, по прогнозу экспертов, рост на рынке сохранится, но его темпы, скорее всего, снизятся. "Темпы роста POS-кредитования будут невысокими из-за перераспределения рынка в сторону кредитов наличными и кредитных карт",-- уверен начальник управления развития продуктов и технологий дирекции развития POS-бизнеса ОТП-банка Александр Васильев.

Сегодня продуктовые линейки банков примерно одинаковы, значительного отличия в процентных ставках по продуктам не наблюдаются. Ставки по кредитам в торговых точках варьируются от 10% до 90% годовых. Наибольшие ставки будут при покупке, например, сотовых телефонов. "Если в 2003-2007 годах наибольшая доля приходилась на бытовые товары -- холодильники, кухонные плиты, стиральные машины, то в 2007-2011 годах спрос сместился на более статусные товары -- компьютеры, мобильники, планшеты. Но в ближайшие несколько лет этот сегмент начнет уступать лидерство стремительно набирающим обороты сегментам: одежда, мебель и строительные материалы. Сегодня их доля уж составляет 30%",-- рассказывает директор департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александр Антоненко.

Как отмечают участники рынка, маржа в POS-кредитовании постепенно снижается, и этот сегмент становится скорее каналом привлечения клиентов, чем каналом продаж. Поскольку кредитование постепенно смещается в сторону более дорогих товаров, например мебели и шуб, банки предлагают меньшие ставки по кредиту. Некоторые участники рынка стали активнее кредитовать медицинские услуги, туристические поездки.

Банки пытаются как-то разнообразить свои продукты. Например, появляются продукты с изменяющейся процентной ставкой в течение всего срока кредитования: в случае досрочного погашения до определенного времени клиент пользуется кредитом по пониженной ставке, в случае же, если клиенту удобнее пользоваться кредитом в течение всего срока выдачи, он продолжает выплачивать долг по стандартной схеме.

Как правило, для получения кредита в торговых точках достаточно предъявить паспорт. В редких случаях могут запросить второй документ -- загранпаспорт, страховое пенсионное свидетельство, водительские права, ИНН и т. д. Сумма кредита варьируется от 2 тыс. до 200 тыс. руб. При этом средняя сумма кредита сейчас растет. Помимо документов заемщик должен иметь постоянную регистрацию в районе предоставления кредита, постоянную работу (стаж на последнем месте работы -- не менее трех месяцев) и иметь возможность указать домашний и рабочий телефон. Возраст заемщика, как правило, должен быть не меньше 21 года. По подсчетам Альфа-банка, сейчас в среднем по рынку доля одобрения по экспресс-кредитам в торговых точках составляет около 70%.

POS-кредит на покупку мобильного телефона


БАНК
Первоначальный
взнос (% от
суммы покупки)
Стоимость
товара
(руб.)
Срок
кредита
Время на
оформление
Необходимые
документы
Ставка по
кредиту (%
годовых)
Ежемесячный
платеж
(руб.)
Переплата
по кредиту
(руб.)
АЛЬФА-БАНК 0 10 000 1 год 10 мин. Паспорт 45 1050 2601
КРЕДИТ ЕВРОПА
БАНК
10 10 000 10 мес. 30 мин. Паспорт 23,56 1 000,0 1 000,0
ОТП-БАНК 0 10 000 1 год 15 мин. Паспорт 47,7 1 070 2 750
РЕНЕССАНС КРЕДИТ 10 10 000 1 год 15-20 мин. Паспорт 37,55 908 1 904
ТРАСТ 0 10 000 1 год 5 мин. Паспорт 67,4 1 167,00 4 051,00
ХКФ-БАНК 50 10 000 1 год 15 мин. Паспорт, второй
документ, карта
"Хоум Кредита"
59 563,5 1 762

POS-кредит на покупку мебели



БАНК
Первоначальный
взнос (% от
суммы покупки)
Стоимость
товара
(руб.)
Срок
кредита
Время на
оформление
Необходимые
документы
Ставка по
кредиту (%
годовых)
Ежемесячный
платеж
(руб.)
Переплата
по кредиту
(руб.)
АЛЬФА-БАНК 0 50 000 1 год 10 мин. Паспорт 20 4632 5580
КРЕДИТ ЕВРОПА
БАНК
20 50 000 1 год 15 мин. Паспорт 8,8 3 494 1 932
ОТП-БАНК 0 50 000 1 год 15 мин. Паспорт 24,3 4 740 6 816
РЕНЕССАНС КРЕДИТ 10 50 000 1 год 15-20 мин. Паспорт 24,9-35,43 4255-4498 6062-8980
ТРАСТ 0 50 000 1 год 5 мин. Паспорт 34,6 4988 9930
ХКФ-БАНК 0 50 000 1 год 15 мин. Паспорт 17,89 4 578 0*

* За счет скидки магазина переплата не возникает.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное