Народный банк Китая вчера подтвердил намерение приступить к прямому обмену юаня и японской йены с 1 июня — решение об этом было принято премьер-министром Японии Есихико Нодой и главой Госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам переговоров, которые состоялись в декабре прошлого года. Мера призвана снизить зависимость торговли между двумя странами от колебаний валютных курсов, привязанных к доллару США, а также сократить трансакционные издержки в торговле и стимулировать активность инвесторов на рынках капитала обеих стран.
Двумя годами ранее, в апреле 2010 года, аналогичная договоренность была достигнута между КНР и РФ, что способствовало организации в РФ биржевой торговли рублем и юанем. На текущий момент ежедневный объем прямых торгов на ММВБ составляет порядка 3,5 млн юаней. По оценке китайской стороны, в 2010 году объем расчетов в национальных валютах составил 33,2 млрд руб. и 330 млн юаней. При этом, как отметила глава департамента корпоративных финансов Банка Китая Дин Сянцюнь, "расчеты в юанях растут значительными темпами: за первые три квартала 2011 года они составили 862 млн юаней". Впрочем, на текущий момент преобладающая часть торгового оборота между двумя странами по-прежнему совершается в долларах США.
Согласно рабочему докладу ВТО, посвященному использованию валют в мировой торговле, на текущий момент доля юаня как средства обращения не соответствует объемам торгового оборота КНР, а в обслуживании коммерческих сделок однозначно доминируют доллар и евро. Тем не менее эксперты полагают, что "уже в среднесрочной перспективе юань станет одной из мировых валют, а в долгосрочной, вероятно, и основной". Этому способствует, по мнению авторов доклада, как политика КНР, так и объективная потребность игроков рынка увеличить использование юаня в торговле и финансовом секторе.
Татьяна Едовина




SIA.RU: Главное