Новости

Банки вкладываются во вкладчиков. Расходы на привлечение депозитов растут, как перед кризисом

В первом полугодии банки увеличили свои рекламные бюджеты почти вдвое, потратив рекордные 17,5 млрд руб. Главной целевой аудиторией банковской рекламы стали вкладчики. Экспертам эта ситуация напомнила предкризисный 2008 год, когда банки, опасаясь грядущего дефицита ликвидности, также массово рекламировали депозиты.

Банковский сектор в первом полугодии потратил на рекламу 17,5 млрд руб., что почти вдвое превышает расходы банков на рекламу за аналогичный период прошлого года -- 8,6 млрд руб., свидетельствуют данные отчетов о прибылях и убытках банков (форма 102). Расходы на рекламу в первой половине 2012 года -- рекордные за все время публикации банками формы отчетности 102 (с 2008 года). Так, за весь прошлый год банки потратили на рекламу 25,6 млрд руб. Рекордсменами по рекламным расходам традиционно оказались банки с госучастием. Так, рекламный бюджет Сбербанка составил 2,5 млрд руб., ВТБ -- 1,6 млрд руб., Газпромбанка -- 520 млн руб., Банка Москвы -- 360 млн руб., Россельхозбанка -- 340 млн руб., ВТБ 24 -- 320 млн руб. Из частных банков самые большие рекламные расходы понесли Промсвязьбанк (289 млн руб.), банки "Траст" (247 млн руб.) и "Авангард" (231 млн руб.). Сами банки не склонны раскрывать стоимость продвижения отдельных услуг: ни один из топ-20 банков по размеру активов, опрошенных "Ъ", не представил такую информацию.

По оценкам экспертов рекламного агентства OMD Media Direction (входит в BBDO Group), проанализировавших рекламные бюджеты 20 наиболее активных банков на рекламном рынке, увеличение рекламных бюджетов в значительной степени связано с более активным продвижением банковских депозитов. Вклады стали единственным видом банковских услуг, доля затрат на продвижение которых в совокупном рекламном бюджете банков существенно выросла по сравнению с прошлым годом.

Рост рекламных расходов на привлечение средств населения свидетельствует о нарастающих проблемах с ликвидностью и кризисных ожиданиях, полагают эксперты. "Подобная тенденция наблюдалась в 2008 году, когда 18% рекламного бюджета банков уходило на продвижение предложений по вкладам,-- вспоминает генеральный директор OMD Media Direction Олег Азарьев.-- На фоне развития кризисных явлений эта доля активно росла, увеличившись в 2009 году до 26%. По мере стабилизации ситуации с ликвидностью доля рекламных расходов банков на привлечение вкладов существенно снизилась -- до 9% в 2010 году".

В текущей ситуации формирование подушки ликвидности является одной из важнейших целей, поэтому рост затрат на рекламу вкладов сейчас вполне оправдан, отмечают банкиры. "Осенью 2011 года многие средние и крупные банки ощутили недостаток ликвидности, связанный с закрытием внешнего и внутреннего рынков заимствований,-- говорит директор центра маркетинговых коммуникаций ВТБ 24 Александр Рукавишников.-- Привлечение депозитов стало практически единственным способом получить необходимую банкам ликвидность для продолжения выдачи кредитов".

Александра Баязитова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное